Устав воинский март 1716

1716 г., Марта 30
УСТАВ ВОИНСКИЙ
АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ С КРАТКИМ ТОЛКОВАНИЕМ
Божиею милостию, Мы Петр Первый, Царь и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.
Повелеваем всем обще Нашим Генералам, Штаб, Обер и унтер-офицерам и солдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе Нашей пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего Артикула право исполнять, и всякому особо высокаго и низкаго чина без всякаго изъятия Нам, яко Государю своему, присягу чинить в том, дабы им верно, честно, с доброю охотою себя содержать, и как сии последствующие пункты в себе содержат, как честным воинским людям благопристойно, против всех Наших и Государств Наших неприятелей, телом и кровью, хотя и в поле, во осадах, сухим и водяным путем прилучится, служить, и по крайней возможности тщательно радеть, и чтоб им Наш и Государств Наших подданных убыток отвращать, против того же прибыток и лучшую пользу знать и вспомогатъ и в том никакаго ради страха не отбегать, ниже трудов жалеть толь долго, пока Бог всякому живот продолжит. И дабы неведением никто не отговаривался, надлежит сей Артикул на смотрах, а особливо при всяком полку по единожды прочитать в неделю, чтоб всяк своего стыда, наказания и безчестия удалялся и бегал, против того ж о благодеянии, храбрости и повышении прилежание имел.
О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от Генерала и до Фендриха
Положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты.
А солдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред предлежащим Евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать Евангелие.
Сия присяга бывает Генералитету в воинском консилии, а Штаб, Обер и унтер-Офицерам и солдатам при полку или роте, при распущенном знамени.
Присяга или обещание всякаго воинскаго чина людям.
«Я (имя рек) обещаюся всемогущим Богом, служить Всепресветлейшему Нашему Царю Государю верно и послушно, что в сих постановленных, також и впредь поставляемых Воинских Артикулах, что оные в себе содержать будут, все исполнять исправно. Его Царского Величества Государства и земель Его врагов, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в прочих воинских случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели что вражеское и предосудительное против персоны Его Величества, или Его войск, такожде Его Государства людей или интереса Государственнаго что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по лучшей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и ничего не утаить; но толь паче во всем пользу его и лучшее охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным надо мною, во всем, где Его Царского Величества войск, Государства и людей благополучия и приращению касается, в караулах, в работах и в прочих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их не противиться. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог всемогущий».
Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, того ради надлежит тому, кто к присяге приводить, выписывать, которому чину что принадлежит, а унтер – офицерам и солдатам все.
Богу единому слава.
ВОИНСКИХ АРТИКУЛОВ
ГЛ. I. – О СТРАХЕ БОЖИИ
Арт. 1. Хотя всем вообще и каждому Христианину без изъятия надлежит христиански и честно жить, и не в лицемерном страхе Божий содержать себя: однакоже сие солдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных Бог в такое состояние определил, в котором оные часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе Государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго Бога всемогущаго, яко от истиннаго Начала всего блага и праведнаго Победодавца происходит, и Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: Того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть.
Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреда не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышепомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.
Арт. 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет.
Толк. Что един чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учинит.
Арт. 3. Кто имени Божию хуление приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.
Арт. 4. Кто пресвятую Матерь Божию Деву Марию и Святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.
Арт. 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.
Арт. 6. А ежели слова онаго ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (разстрелен) быть.
Толк. Ежели в помянутой вине преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить.
Арт. 7. Пресвятое и достохвальное имя Божие да не восприемлется всуе: в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать, или в присутствии регимента мушкеты, пики или карабины носить.
Арт. 8. Ежели сие нарочно, или из злости, или в пьянстве учинится, тогда имеет нарушитель Господу Богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячного жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить.
ГЛ. II. – О СЛУЖБЕ БОЖИИ И О СВЯЩЕННИКАХ
Арт. 9. Служба Божия имеет отправляться по вся утра и вечеры и полдень (как о том установлено уже и публиковано в печатных молитвах) с пением и молением в лагерях; и дабы при том все Духовные присудствовали: того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы Божия, в трубы у командующаго Генерала над войском знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу Божию начинать и оканчивать.
Арт. 10. Если офицер без важной причины при молитве присутствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а рядового в первые и вдругорядь ношением ружья, а в третие заключением в железа на сутки наказать.
Арт. 11. Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пьянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и вдругорядь арестом у профоса наказан, а в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть.
Арт. 12. А рядовой, которой в таковом же образе обрящется, имеет быть в железа посажен.
Арт. 13. Всем офицерам и рядовым надлежит Священников любить и почитать, и никто да не дерзает оным, как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть.
Арт. 14. Насупротив того учрежденные Священники в гарнизонах и при полках и везде должны прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни. А если которой из Священников обрящется в своей науке, животе и поступках нечестив и беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за сие к духовному суду отослан быть, и от онаго, по изобретению вины, наказан, чина и достоинства своего лишен.
Арт. 15. Когда Священник без знатной причины (а имянно: разве за болезнию и таковыми подобными) службу Божию отправлять не будет: тогда имеет, вместо наказания, за каждое свое отбытие по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы Божия пьян будет: тогда оный имеет в первый и другий раз от начальнаго Священника при войске жестоко за то наказан, а в третий к духовному суду отослан, и потом своего чина и достоинства лишен быть.
Арт. 16. Сколь скоро к молитве и службе Божией звычайный знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива ни вина не продавать, разве когда больной для своей нужды требовать будет. Кто против того погрешит, онаго все товары отписаны будут, и из тех едина часть в шпиталь, а другая Гевальдигеру, который будет над тем надзирание иметь, дастся.
Арт. 17. Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит во время службы Божией отставить. Кто против того преступит, оный имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать.
ГЛ. III. – О КОМАНДЕ, ПРЕДПОЧТЕНИИ И ПОЧИТАНИИ ВЫШНИХ И НИЖНИХ ОФИЦЕРОВ, И О ПОСЛУШАНИИ РЯДОВЫХ
Арт. 18. Впервых имеют, и принуждены все вышние и нижние, которые воинскаго чина люди суть, кто б они ни были, наивящшее и единое свое намерение к службе Его Царскаго Величества, яко самовластнаго Монарха, от своих Государств и земель употребить. Такожде везде, где Его Царское Величество Своею высокою Особою присутствен, то всех начальников власть и сила отнята есть, кроме тех, которым от Его Величества нарочно что управить повелено будет.
Арт. 19. Если кто подданный войско вооружит или оружие предприимет против Его Величества, или умышлять будет помянутое Величество полонить или убить, или учинить ему какое насильство, тогда имеют тот и все оные, которые в том вспомогали, или совет свой подали, яко оскорбители Величества, четвертованы быть, и их пожитки забраны.
Толк. Такое же равное наказание чинится над тем, котораго преступление хотя к действу и не произведено, но токмо его воля и хотение к тому было, и над оным, которой о том сведом был, а не известил.
Арт. 20. Кто против Его Величества особы хулительными словами погрешит, Его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.
Толк. Ибо Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воли и благомнению управлять.
И яко же о Его Величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о Его Величества Царской супруге, и Его Государства наследии.
Арт. 21. При сем имеют все офицеры и солдаты Фельдмаршалам и Генералам всякое должное почтение воздавать, и оным, сколь долго они в Его Царского Величества службе суть, послушны быть. А если кто дерзнет оным, или единаго из них, непристойными и насмешными словами поносить (однакож не такия слова, которыя чести касатися не будут), оный имеет по важности своих слов и состоянию особы, пред воинским судом публично отпущения своея вины просить, или заключением, или каким иным наказанием, по благоразсуждению наказан быть.
Арт. 22. Кто Фельдмаршала или Генерала бранными словами поносить, или в компаниях и собрании прочих предосудительныя слова, их чести касающиеся, говорить будет, тот имеет телесным наказанием наказан быть, или и живота лишен.
Арт. 23. Никто отнюдь да не дерзает онаго бить или грабить, или вредить оному, который от Его Величества, от Фельдмаршалов, или Генералов охранительной лист и салвогвардию имеет, ктоб он ни был, приятель или неприятель; но оная охорона имеет от всех надлежащим образом почтена быть: и кто против того погрешит, живота будет лишен.
Толк. Двоякия салвогвардии суть: (1) состоит в залогах, когда един или многие солдаты даны бывают, для охранения от всяких насильств и обид; (2) состоит на письме, которая по прошению дается, дабы все в помянутом охранительном листе упомянутыя вещи и особы, которыя под охранение Государя приняты, от всех насильств свободны были. И оные листы имеют у ворот или над дверьми, или публичном каком месте прибиты быть, дабы каждый оные видеть и прочесть мог, ибо тот не может салвогвардии нарушить, который не ведает, что таковая кому дана; такожде салвогвардии не нарушаются одними словами, но токмо действом.
Арт. 24. Буде кто Фельдмаршала или Генерала дерзнет вооруженною или невооруженною рукою атаковать, или оному в сердцах противиться, и в том оный весьма обличен будет, оный имеет (хотя он тем ружьем повредил, или не повредил) для прикладу другим, всемерно живота лишен, и отсечением главы казнен быть. Такожде и тот живота лишен будет, который в сердцах против своего начальника за оружие свое примется.
Толк. ПО сему артикулу никакой офицер, ни солдат не может оправдатися, хотя с ним от Фельдмаршала и Генерала непристойным образом поступлено будет, и ему от них некоторым образом оскорбление славы учинится: ибо почтение Генеральству всеконечно и весьма имеет ненарушимо быть. Однакоже таковому обиженному свободно есть о понесенном своем безчестии и несправедливости Его Величеству, или в ином пристойном месте учтиво жалобу свою принесть, и тамо о сатисфакции и удовольствовании искать, и ожидать оныя.
Арт. 25. Равномерное же право, како о Фельдмаршалах упомянуто, имеют Полковники, Подполковники, Майоры и все прочие полковые офицеры, и надлежит каждому своего начальника должным образом почитать, и от подчиненного своего возъиметь оное почтение.
Арт. 26. Если рядовой грозить будет своего сержанта, фурьера, каптенармуса или капрала бить, или браня уязвить онаго, или оному противиться будет, когда ему что повелят к службе Его Величества управлять, и случится сие в походе против неприятеля, или в лагере, в котором караулы разставлены: тогда оный лишен будет живота. А ежели вне помянутых случаев приключится, надлежит жестоким наказанием наказать, и имянно: шпицрутенами.
Арт. 27. Буде офицеру или солдату в Его Величества службе от начальника своего что управить повелено будет, а он того из злости или упрямства не учинит, по тому нарочно и с умыслом противитися будет, оный имеет хотя вышний, или нижний, всемерно живота лишен быть.
Арт. 28. Буде же кто от лености, глупости или медления, однакож без упрямства, злости и умыслу оное не управит, что ему от его начальника повелено: оный имеет по состоянию и важности дела от службы либо весьма, или на довольное время отставлен быть, и по вся разы, на сколько времяни он отставится, за рядоваго служить.
Толк. Такожде долженствует оный офицер, которому указ дастся, по оному указу весьма поступать, и отнюдь из того, что уронить и умедлить, или что прибавить да не дерзает: хотя б и доброе окончание тому делу было, однакож он по вышереченному артикулу достойна себя наказания учинил.
Арт. 29. Також имеет подчиненный от всякаго непристойнаго разсуждения об указах, которые ему от его начальника даны, весьма воздержаться. А если кто противо того учинит, а особливо тогда, когда с неприятелем в бой вступят, или иная тому подобная учинится потреба, то онаго по окончании того дела, за непристойное его дерзновение, лишением чести наказать.
Толк. Ибо начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть. Оный имеет в том, что он приказал, оправдаться, а сей ответ дать, како он повеленное исправил.
Арт. 30. Если от вышних офицеров указами что повелено будет, а против того кто имеет припомнить нечто, чрез которое он чает Его Величества интересу более вспомощи или опасаемое какое несчастие и вред отвратить: тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или когда он время к тому иметь может, мнение свое Фельдмаршалу или Генералу самому с покорностью объявить. Буде его припомнение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено.
Арт. 31. Такожде когда офицер другому, которой его чином меньше, или подчиненному, или слуге его прикажет, что нужда и должность к Его Величества службе требовать будет, и оный офицер то учинить должен будеть; и да долженствует оный, хотя он от другаго полку, так послушен быть, яко бы своему собственному офицеру.
Арт. 32. Оные офицеры, которые по Фельдмаршалах и Генералах командировать будут, могут правда в даемых указах своих угрожения прибавить, дабы тем столь вящшею ревностию к действу приведены были, однако ж имеют при том весьма воздержаться от всех поносных и чести касающихся слов, если не похотят накрепко наказаны, и по состоянию дела весьма или на несколькое время, от чину отставлены быть.
Арт. 33. Такожде никто из офицеров да не дерзает обретающихся под своею командою солдат, без важных и пристойных причин, которыя службе Его Величества не касаются, жестоко бить или уязвить. Кто против того преступит, воинскому суду представлен и потом, по изобретению дела, наказан будет; а если он то часто чинить будет, имеет своего чина лишен быть, ибо он тот чин всуе употребил.
Арт. 34. Никто да не дерзает судей, Комиссаров и служителей провиантских, такожде и оных, которые на экзекуции посылаются, бранить и в делах принадлежащих их чину противиться, или какое препятствие чинить, но оным всякое почтение воздавать. Кто погрешит против того, имеет в том прощения просить, или заключением наказан, или по состоянию дела, чести или живота лишен быть.
Толк. Понеже таковыя особы все обретаются под Его Величества особливою протекциею и защитою, и кто в делах принадлежащих их чину противное учинит, оный почитается, якобы он Его Величества протекцию презрил.
Арт. 35. Все указы, которые или в лагерях или в крепостях, при трубах, барабанах или при пароле объявятся, имеет каждый необходимо исполнять. А кто тому явится противен и преслушен, оный достойна себя при сем помянутаго наказания сочинил.
Толк. Если же никакова наказания в указе против преступников не включено, но указ без объявления онаго токмо выдан, то тогда поступает судья в наказании преступления по тому, как в 27 и 28 артикулах упомянуто.
ГЛ. IV. – О САМОВОЛЬНОМ ОБНАЖЕНИИ ШПАГИ, О ТРЕВОГЕ И КАРАУЛЕ
Арт. 36. Кто из офицеров, или рядовых, в присутствии Фельдмаршала или командующего Генерала, или при бою, походе, или во время и оном месте, где воинской суд, или на оном месте и во время, когда служба Божия отправляется, или во время разставленнаго караула, хотя в городах, лагерях или крепостях, в сердцах свою шпагу обнажит в том намерении, чтоб уязвить: оный имеет, хотя он никакова вреда не учинит, живота лишен аркибузированием будет.
Арт. 37. По разставлении караулу и после бою тапты, или в ночи, никто да не дерзает непотребную тревогу, или какой крик учинить, разве когда приказ, или нужда требовать будет. Кто против того погрешит, имеет живота лишен быть.
Толк. При сем надлежит судье внимать и осмотреть, что оная тревога из злости ли нарочно, или незапно, или иных ради причин учинена, и в таком случае надобно упомянутое в вышереченном артикуле наказание убавить, и по разсуждению наказать.
Сей артикул имеет свою полную силу, ежели неприятельский умысл в том есть; буде же учинится не из неприятельскаго какого намерения, и опасности, и страху в том никакого не будет, тогда может офицер потерянием ружья своего, из которого он стрелял, и вычетом жалованья его на несколько месяцов, а рядовой шпицрутенами наказан быть. Ибо сей заказ для того более чинится, понеже во время неприятеля, под тем выстрелом или криком, некая измена умышлена бывает, от чего иногда город, или все войско вред получить может.
Арт. 38. Когда знак на караул дастся, никто да не дерзает умедлить, кто к оному учрежден. Если офицер учинит, имеет один месяц за рядоваго служить, а рядовой посажением в железа наказан быть.
Арт. 39. Офицер, который на валу, или ином каком месте караул имеет, да не дерзает без позволения (хотя в лагере или гарнизоне) Комменданта, или вышняго Офицера с караулу сходить, под опасением лишения живота. Оных же всех надлежит, которые на вал взойдут, распросить; и ежели он караульной что подозрительнаго найдет, тогда имеет о том Комменданту донесть. А иностранные и незнакомые, без позволения и указу Коммендантскаго ежели взойдут на вал, наказаны будут.
Толк. Такожде не вельми охотно позволяется, чтоб офицер другаго, которой караулу на том месте не имеет, на караул с собою брал, дабы караульной чрез компанию к пьянству, игре и сему подобному побужден не был, и чрез оное что на карауле своем просмотрел.
Арт. 40. Каждый офицер, который в крепости, лагере, на валу у ворот или в поле караул имеет, должен в том ответ дать. Ежели он то презрит, что исправить должен, или на карауле своем неосмотрителен и не осторожен и ленив будет, оный имеет живота лишен быть, аркибузирован (разстрелен).
Толк. Ибо караул есть живот крепости и лагеря, и не токмо един Генерал, но и все войско во время сна своего надежду имеет на караульных. Караул есть наизнатнейшая служба, которую солдат в войне отправляет.
Арт. 41. А который в лагере, поле или в крепости на карауле своем уснет, или напьется пьян так, что своего караулу отправить не может, или прежде смены с караула пойдет, и оставит свое место, хотя б офицер или рядовой был, разстрелян быть имеет.
Толк. Буде же караул иногда не с лености или от неосторожности, но за приключившеюся болезнию ему, или телесною слабостию уснет, а не в опасном месте оный поставлен, или случится в такое время, что ни страху ниже неприятеля притом не будет, такожде если караульной при приключенной той слабости, от другаго караульнаго во отдалении стоит, и не может о своей слабости оному сказать, дабы о том офицеру стоящему на карауле известит, чтоб оный другаго вместо больнова командировал. Такожде когда солдат вновь в службу принят, и воинскаго артикулу не слыхал, и не знает еще, какая сила есть в том, что не спать на карауле, то все сии причины имеют от судьи в приговоре уважены быть, и может наказание, вместо смерти, в гоняние шпицрутенами превратить.
А оный, который с караулу сойдет прежде смены, не оправдится тем, хотя скажет, что сверх надлежащего времени стоял; ибо он должен до того времени стоять, пока он сменится. А ежели и он свыше того времени принужден был стоять, однако должно ему тогда жалобу приносить, когда сменится.
Арт. 42. Понеже офицер и без того, который в непрестанном пьянстве, или прочих всегдашних непотребностях найден будет, от службы отставлен, и его чин другому годному офицеру дан имеет быть.
Арт. 43. Когда кто пьян напьется, и в пьянстве своем что злаго учинит, тогда тот не токмо, чтоб в том извинением прощение получил, но по вине вящшею жестокостию наказан быть имеет.
Толк. А особлибо, ежели такое дело приключится, которое покаянием одним отпущено быть не может, яко смертное убийство и сему подобное; ибо в таком случае пьянство никого не извиняет; понеже он в пьянстве уже непристойное дело учинил.
Арт. 44. Всяк долженствует часоваго и прочие караулы, патрулиры и рунды в обозах, городах и крепостях пристойным образом почитать, и оным, когда окликают, учтиво отвечать. Ежели кто дважды окликан будет со угрожением, а ответа часовому не учинит, а часовой по нем выстрелит, тогда той имеет самому себе оный вред или несчастие причесть, ежели какой ему таким образом приключится, а часовой от всякаго наказания свободен; однако ж часовой во осмотрении иметь должен сие чинить в опасных местах.
Арт. 45. Естьли кто дерзнет часоваго, патрулир или рунд бранить, или оному противиться будет, когда оным повелено будет кого за арест взять: если сие Офицер учинит, лишится чина своего, и имеет за рядоваго служить, пока паки выслужится, а рядовой гонянием шпицрутен наказан будет.
Арт. 46. Буде же кто против караулу или часоваго, такожде против патрулира и рунду шпагу обнажит, или на оных нападет, или учинит оным какой вред и препятствие: онаго надлежит без всякой милости аркибузировать (разстрелять).
Арт. 47. Насупротив того, долженствуют караулы, рунды и патрулиры в своих мерах себя содержать, и отнюдь бы сами не дерзали начала и причины к ссорам и к возмущению придавать, мимоходящих никакими непристойными поступками и невежеством к тому злу побуждать. А если кто против того поступит, онаго надлежит, по состоянию дела и чину тех особ, отставлением от чину, гонянием шпицрутен, и жесточае наказать.
Арт. 48. Кто ночью в крепостях, или городах на улице, какой крик или какия излишества учинит: если кто из офицеров учинил оныя, то имеет он, и которые с ним были, каждый, вместо наказания, жалование свое двумесячное в шпиталь дать, а рядовой заключением в железа наказан будет.
Арт. 49. Всяк должен примечать прилежно пароли и лозунги, которые отдаются. А кто найдется, что он оные запомнил, и вместо того какой иной имеет, тогда по обстоятельству и состоянию дела на теле наказан, или чести и живота лишен будет.
ГЛ. V. – О ВСЯКОЙ СОЛДАТСКОЙ РАБОТЕ
Арт. 50. Никто из солдат да не дерзает противиться исправлять оное надлежащим образом, что ему к Его Величества и войска службе и прибытку, или работанием в крепостях, в лагерях, на кораблях, или где нибудь приказано будет. А кто явно в том противитися будет, оный имеет быть, яко преслушник, аркебузирован.
Арт. 51. Должны офицеры солдат к работе побуждать и прилежно смотреть, чтоб все исправно было сделано. Кто в том мешкателен обрящется, оный жестоко наказан будет.
Арт. 52. Кто работу, на которую он командирован, прогуляет, или с оной пойдет, не окончав ее, имеет быть по розыску наказан.
Толк. Хотя он, сверх своей очереди, иногда с досады от своего офицера на работу командирован: однако ж не надлежит от оной укрываться и отбыть, но надобно оное исправить. А по окончании той работы свободно есть ему о неправом командировании жалобу принесть, что и во всех других командированиях смотреть надобно.
Арт. 53. Ежели кто из офицеров солдатам, под командою его сущим, что нибудь прикажет, которое к службе Его Величества не касается, и службе солдатской непристойно, тогда солдат не должен офицера в том слушать, и имеет сие в военном суде объявить; за сие оный офицер, по состоянию дела, от воинскаго суда накажется.
Толк. Команда офицерская более не распространяется над солдатами, токмо сколько Его Величества и Его Государства польза требует; а что к Его Величества службе не касается, то и должность солдатская того не требует чинить.
Арт. 54. Такой ради причины, никто как вышний, так и нижний офицер да не дерзает своих солдат к своей партикулярной службе и пользе, хотя с платежем, или без платежа, на трудную и тяжкую работу принуждать. А кто против сего артикула учинит, лишится чести, чина и имения своего; однако же когда офицер в скорости людей своих при себе иметь не возможет, и ради малой и легкой помощи и пособления кого из солдат попросит, а оная работа без великаго труда и тягости учиниться может, тогда да не дерзают солдаты в том, хотя в поле или где инде, противитися, или невежествоватъ.
Арт. 55. А ежели солдат когда караулу и иной какой Его Величества службы и работы не имеет, и похочет своему или другому офицеру добровольно своим портным или сапожничьим ремеслом услужить и на онаго работать, то ему в том позволяется. Однако же надлежит офицеру о том своего вышняго уведомить, а солдату за работу исправно заплатить. А когда его очередь к караулу или работе Его Величества придет, онаго бы отнюдь за своею особливою работою удерживать и препятствовать не дерзали.
ГЛ. VI. – О ВОИНСКИХ ПРИПАСАХ, РУЖЬЕ, МУНДИРЕ,
О ПОТРАТЕ И НЕБРЕЖЕНИИ ОНАГО
Арт. 56. Надлежит солдату, хотя б он в гарнизоне, на квартирах, или в поле был, прилежно того смотреть, чтоб его мундир в целости был, и ружье его всегда вычищено и чисто было. Кто в том ленив явится, имеет от офицера своего (который прилежно смотреть имеет, чтоб его подчиненные, как можно, чисто ходили) наказан быть. Такожде и оный офицер, крепкий выговор получит, который над подчиненными своими в том смотреть не будет, и оных в их ленивстве не поправит.
Арт. 57. Кто свое ружье весьма бросит, или в поле оставит, оный жестоко шпицрутенами наказан будет.
Арт. 58. Буде солдат свое ружье, заступ, пику, шпагу или что иное из припасов самовольно испортит, или изломает, тогда надлежит онаго по случаю времяни и обстоятельству дела жестоко шпицрутенами гонять, и из жалованья его оное починить.
Арт. 59. Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст, или в заклад отдаст, оный имеет в первые и вдругорядь жестоко шпицрутенами, и заплатою утраченнаго наказан, а в третие разстрелян быть; такожде и тот, которой у солдата покупает, или принимает такия вещи, не токмо тое, что принял или купил, безденежно паки возвратить, но и втрое, сколько оное стоит, штрафу заплатить должен, или по изобретению особы шпицрутенами наказан будет.
Толк. Ибо оружие суть самые главнейшие члены и способы солдатские, чрез которые неприятель имеет побежден быть. И кто ружье свое не бережет, оный худой знак своего солдатства показует, и малую охоту иметь означится, чтоб свою должность надлежащим образом в бою отправлять; того ради пристойно есть онаго такожде жестоко наказать, который солдату в том вспомогает, ибо он тем солдата к службе своего Государя негодна чинит.
ГЛ. VII. – О СМОТРЕ
Арт. 60. Никто, как из вышних, так и из нижних офицеров да не дерзает противиться, чтоб на смотре (в уреченное и за благо-обретенное время от Фельдмаршала, Генералов или Коммисаров) самому не явиться, и солдат своих к смотру не поставить; кто сие нарушит, имеет, яко бунтовщик, наказан быть.
Арт. 61. Больные при смотре имеют выставлены, или от Коммисаров осмотрены быть, или от лекарей свидетельство иметь.
Арт. 62. При смотре долженствует всяк с своим ружьем явиться, а отнюдь у другова ничего не брать; и кто сие учинит, оный шпицрутенами, или иным наказанием будет наказан.
Арт. 63. Кто себя больным нарочно учинит, или суставы свои переломает, и к службе непотребным сочинит, или лошадь свою самовольно испортит в том мнении, чтоб отставлену быть от службы; оному надлежит ноздри распороть, и потом его на каторгу сослать.
ГЛ. VIII. – О КОРМУ И ЖАЛОВАНЬЕ
Арт. 64. Никто, как офицер, так и рядовой да не дерзает без ведома и позволения своего командира, из обозу или своего посту отлучаться, дабы о жалованье своем или достальных деньгах просить. Ежели сие офицер учинит, оный своего прошения, достальных денег и чину лишен, а рядовой шпицрутенами наказан будет.
Арт. 65. Кто из офицеров при выдаче жалованья, корму и провианту, возмет на излишнее число солдат и более, нежели он уреченное число имеет денег, оный не токмо, яко неверный слуга, чину своего без абшиду лишится, но и весьма по случаю времяни и обстоятельства на галеру сослан, или, яко вор, живота лишен будет.
Арт. 66. Никто да не дерзает отнюдь от подчиненных своих жалованье, плату, провианту, платье и прочее, что оным дается, удержать и оных в том обижать, такожде и мундирныя деньги, и иныя полковыя иждивении со излишеством, более вычитать, как учреждено: в противном случае оный равным наказанием, как выше помянуто, наказан будет.
Толк. Ибо когда солдату оное не дастся, что ему принадлежит, тогда может легко всякое зло из того произойти, или если солдаты с какой скудости и голоду в болезнь впадут, из того в Его Величества службе остановка учинится.
Арт. 67. Естьли кто своему подчиненному что в заем даст, а платежа от него пожелает, тогда надлежит долг таким образом вычесть, чтоб солдату на пропитание его что осталось, и в Его Величества службе никакова препятствия тем учинено не было.
Арт. 68. Ежели случится, что жалованье и плата не всегда справно и в уреченное время дано будет, однако же не смотря того, имеют офицеры и солдаты службу охотно отправлять, и до тех мест терпеть, пока они удовольствованы будут. Буде же кто при собрании военных людей в походе, гарнизоне, лагерях, или где инде публично о деньгах кричать будет, оный имеет без всякой милости, яко заводчик возмущения наказан быть.
Толк. Ибо сие есть действительное возмущение, когда офицеры или рядовые, для недоплаты его жалованья, своей должности чинить не будут, что почитается за властную измену.
ГЛ. IX. – О ОТПУСКЕ ИЗ СЛУЖБЫ
Арт. 69. Никто из офицеров, кто бы он ни был, да не имеет власти своих унтер-офицеров или солдат, которые в ротах уже записаны, из службы освобождать или отставлять, под опасением лишения чести и живота, и тот, которой таким образом сам искать будет отставлен быть, наказан будет шпицрутенами.
Арт. 70. А естьли кто за неизлечимою болезнию своею, или увечьем, или ради старости своей, более служить не возможет, тогда надлежит офицеру о сем в принадлежащем месте известие подать, дабы оной солдат осмотрен, и по изобретению того после от начальства потребным пасом снабден был.
Арт. 71. Такожде никому, как офицеру, так и другим, не позволяется от службы отстать, и своего абшиду (отпуску) просить, когда войско из квартир выступит, или в походе против неприятеля обретается, или оный к какому делу или работе командирован будет. А кто против сего преступит, не токмо оный поход окончать принужден, но потом без абшиду из службы выгнан будет.
Арт. 72. Такожде никто из офицеров да не дерзает под опасением лишения своего чина, солдат своих из обозу посылать, или оным позволять, чтоб они без позволения вышняго командира домой ехать могли.
Арт. 73. Все слуги, служащие при офицерах, отнюдь прежде договореннаго времени, а наипаче же в походах, из службы своего господина отходить да не дерзают, ни без воли их где инде службу принимать. Кто в том погрешит, не токмо прежнему своему господину будет отдан, но и сверх того жестоко наказан быть имеет.
Арт. 74. Ежели слуга не возможет более в службе господина своего быть, и причины иметь будет от него отойти, тогда должен о том объявить Полковнику того полку, который должен подлинно розыскать, надобно ли оному слуге отпуск дать, или нет.
Арт. 75. Такожде никто из офицеров да не дерзает челядника товарища своего в службу принять, когда он от прежняго своего господина писменнаго отпуску иметь не будет, и доказательства, что более иной господин в службе своей держать не похотел; а в противном случае имеет оный офицер не токмо того челядника паки к прежнему его господину отослать, но сверх того по воинскому суду наказан быть.
Толк. Если офицер служителя или челядника своего какому ремеслу или художеству научит, тогда оный служитель отнюдь да не дерзает до тех мест от господина своего отстать, пока господину за издержанное на него иждивение заслужено от него будет.
ГЛ. X. – О МАРШАХ И ПОХОДНОМ СТРОЮ
Арт. 76. Сколь скоро знак трубами, или барабанами к походу дан будет, тогда каждый должен немедленно при своем полку и роте, к которой он принадлежит, явиться, и естьли кто из рядовых сие преступит, наказан будет заключением в железа или иным наказанием. А офицер, ежели знатной причины в том не объявит, тогда за рядоваго несколько времени служить принужден будет.
Арт. 77. Такожде отнюдь, как офицеры, так и рядовые, да не дерзают без ведома и воли своего начальника за умедлением каким или за леностию назади оставаться, или иных ради причин, когда войско выступит, и пойдет в поход; но каждый долженствует тогда за знаменем или штандартом немедленно следовать, и в учрежденном своем месте быть. И кто преступит сие, тогда надлежит онаго нарушителя, яко дезертира в железа посадить, и до удобнаго времяни его держать, а потом воинским судом наказать, или как в вышепомянутом артикуле написано, или по состоянию обстоятельств жесточае.
Толк. Ибо в войне никогда в безопасности быть не можно, и солдаты всегда надобны, такожде должно им по вся мгновения ока в готовности быть. И сверх того обыкновенное подозрение бывает на оставшагося назади, или наперед ускорившаго, что оные или грабежа или убежания ради от войска отлучаются; и тако может случиться, что легко неприятель может их в полон взять, и известие получить о войске. Сие ради многих таких вредительных следств, как возможно, предостерегать надобно.
Арт. 78. Буде же случится вышепомянутая причина от одного или многих, тогда оный или оные лишены будут живота.
Арт. 79. Ежели солдат когда от своего офицера в строй послан будет, и оному попротивится, и офицер принужден будет его уязвить, тогда вина та офицеру отпустится.
Арт. 80. Ежели кто притворится больным, дабы тем отбыть от походу, и назади остаться, и покойство возъиметь, а потом здрав явится, и притворная болезнь его найдется, оный другим в наказание жестоко наказан будет.
Арт. 81. Когда войско в марше обретается, оберъофицеры и которые войском командуют, во всем том, что во время маршу у жителей украдено и отнято будет, ответ дать и оное заплатить должны; ибо офицерам надлежит солдат содержать всегда во осмотрении, и все непорядки отвращать.
Арт. 82. Когда обоз станет, тогда отнюдь никто да не дерзает за отводные караулы ходить без позволения Полковника, или инаго офицера, под опасением лишения живота.
Арт. 83. Кто вне обоза в грабеже или воровстве пойман будет, имеет повешен быть.

ГЛ. XI. – О КВАРТИРАХ И ЛАГЕРЯХ
Арт. 84. Каждый воинский служитель имеет довольствоваться квартирами, которыя ему от Квартирмейстера назначены и определены будут, хотя в гарнизоне или лагере; а сам собою отнюдь да не дерзает иную квартиру занимать, или на имя кого другаго квартиру подписывать. Кто в сем преступит, оный, яко возмутитель возмущения, наказан будет.
Толк. Офицерам, которые более нежели единый чин имеют, не надлежит более квартир требовать и брать, где б он с своими токмо вместиться возмог. Такожде долженствуют поставленные по квартирам в своих квартирах тако поступать, чтоб господин того дома с ним в доме жить и промысл свой продолжать мог.
Арт. 85. Кто из воинских людей своего хозяина, или хозяйку, или челядника ударит, или непристойным образом с ним поступит, или вред какой учинит, той не токмо имеет у обиженнаго публично при воинском суде в том прощения просить, и убытков вдвое заплатить, но еще сверх того, по состоянию дела и по разсуждению судейскому наказан быть. А ежели оный преступитель уязвит кого из оных вышепомянутых, тогда надлежит его, по состоянию дела и особы, или знатным числом денег, шпицрутенами, заключением наказать, или весьма ему руку отсечь.
Арт. 86. А если хозяин или его люди поставленному на квартире солдату какую обиду учинят, тогда долженствует оный о сем своему офицеру объявить, который должен о том Генералу или командиру доношение, и потом солдату справедливость учинить.
Арт. 87. С свечею и с огнем имеет всяк в своей квартире осторожно и бережно ходить. И ежели каким небрежением и винностию офицерскою или солдатскою пожары в квартирах учинятся, тогда виноватой в том имеет убыток по судейскому разсуждению заплатить, и сверх того по разсмотрению наказан быть.
Толк. А ежели учинится сие с умыслу, тогда виноватый в том наказан будет, яко зажигальщик; а буде же невинно и от неосторожности внезапно, тогда оный от наказания свободен быть имеет; ибо о внезапном случае никто ответу дать не должен.
Арт. 88. Никто из солдат да не дерзает после тапты из своей квартиры выходить, или в квартире не быть, разве когда ему к службе Его Величества что повелено, или необходимая нужда требовать будет, ежели оный жестокаго наказания претерпеть не похочет.
Арт. 89. Ружье и мундир долженствует каждый всегда чисто содержать, и в своей квартире на таком месте повесить или положить, чтоб всегда чисто было, ежели не похочет от своего офицера, (который накрепко того смотреть имеет) жестоко наказан быть.
Арт. 90. В обозе всюду чисто держано имеет быть; буде же кто обрящется, что он на оном месте, где не надлежит, испорожнится, или во оной воде, которую пьют, или на варение берут, мыть, или лошадей тамо поить, или вне учрежденнаго места скотину бить будет: оный имеет не токмо то нечистое сам вычистить, но и сверх того жестоко наказан быть.
Арт. 91. Никто (ктоб ни был) да не дерзает в обоз, городы, ретраншаменты и крепости инде входить и выходить, кроме обыкновенных улиц и ворот, где караулы разставлены, под потерянием живота.
Толк. Однакоже может судия разсудить, что с изменическаго ли какаго умысла или с глупости или безумства, такожде во время ли войны или мира то учинится, и потому разсуждению наказание убавить или прибавить.
Арт. 92. Никто, как офицеры так и рядовые, да не дерзают из обоза, гарнизона, крепости или иных мест, куда оные командированы, без позволения своего Полковника, от своей роты где инде ночевать под потерянием живота.
Арт. 93. Такожде никто да не имеет из обоза для добычи, или чего инаго ради, без позволения и ведома своего начальника отходить, под лишением живота.
ГЛ. XII. – О ДЕЗЕРТИРАХ И БЕГЛЕЦАХ
Арт. 94. Которые стоя пред неприятелем или в акции уйдут и знамя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть; а когда поимаются, убиты будут; или ежели возможно в роту или полк отданы, и тамо без процесса на первом древе, которое прилунится, повешены быть.
Толк. Понеже кто знамя свое или штандарт до последняго часа своея жизни не оборонит, оный недостоин есть, чтоб он имя солдата имел, но ежели кто будет ранен или болен, тогда может он о том своему офицеру возвестить и обождать, пока ему надлежащее позволение отлучиться дано будет. А буде же найдется, что оный с страху больным притворился, и офицера тем обманул, что его отпустил, то в таком случае может вышепомянутой казни достоин быть; а несмелые и боязливые по изобретению дела и состоянию особ, по благоизобретению суда пощажены бывают.
Арт. 95. Таковыя же казни, а именно повешены быть достойны суть все, которые из гарнизона, обоза, похода (или в прочих сему подобных случаях) уйдут, и при своих знаменах и штандартах верно не останутся, и хотя вскоре, или долгое время спустя пойманы будут. Такожде все оные равной же казни подлежат, которые без паса от одного полка в другой перейдут, и службу примут.
И сие взято с приклада иных Государств, где люди наемные служат, а не указом берут, того ради оный пункт переменяется по сему:
Ежели рекрут прежде года своей службы в полку, побежит, то онаго за первой побег бить шпицрутен чрез полк по три дни по разу.
А когда в другой ряд побежит, или более году кто в службе, оных вместо смерти бить кнутом, и вырезав ноздри перед полком сослать в вечную работу на галеры.
Толк. Якоже достойно есть, чтоб оные жестоко наказаны были, которые таковых беглых солдат скроют, и оным пропитание дадут; такожде зело потребно есть, чтоб военной суд, когда о дезертире приговор учинить имеет, подлинно розыскал: где и у кого он во время своей отбытности жил: дабы о том в надлежащем месте извещено и определено было, дабы оный, который его скрыл, надлежащим образом наказан был.
Арт. 96. Ежели кто после своего побега раскаясь на дороге сам возвратится, и добровольно у своего офицера явится, оный по правде живота лишен не имеет быть: однакож ради его имевшаго злаго замысла по состоянию времени и по разсмотрению шпицрутенами или иным каким наказанием наказать подобает.
Арт. 97. Полки или роты, которые с неприятелем в бой вступя, побегут, имеют в Генеральном Военном суде суждены быть. И естьли найдется, что начальные причиною тому были, оным шпага от палача переломлена и оные шельмованы, а потом повешены будут. А ежели начальные и рядовые в том преступили, то начальные, как выше сего упомянуто, накажутся, а из рядовых по жребью десятой (или как по изобретению дела положено будет) повешен, а прочие шпицрутенами наказаны будут, и сверх того без знамен вне обоза стоять имеют, пока они храбрыми своими делами паки заслужат. Буде же кто невинность свою оказать может, оный пощаду свою получит.
Арт. 98. Ежели полки, войско или шквадроны дезертуют, и весьма отступны явятся, оные имеют во время девяти недель чрез публичной барабанной бой и трубы трижды в Генеральной Кригсрехт позываны, и оным салвус кондуктус (безопасная грамота) позволена будет. А буде найдется после, что они противно присяги и своей должности учинили, тогда нарушитель веры, хотя он явится или нет, шельмован и осужден, и его пожитки на Его Величество взяты будут. Такожде, ежели он после пойман, без всякой милости повешен имеет быть. Прочим же, которые перед судом явились и оправдались, оным данный салв кондукт ненарушимо содержан будет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы ВордПресс
Rambler's Top100