К союзу суверенных народов

К СОЮЗУ СУВЕРЕННЫХ НАРОДОВ
ВВЕДЕНИЕ
Суверенитет! Это слово сегодня на устах почти каждого второго государственного деятеля. Им оперируют народные депутаты. Его реализации требуют на митингах. Размышлениями о «параде суверенитетов» переполнена пресса. Не устояли перед соблазном даже отдельные районы и города. Недавно ленинградские газеты опубликовали сообщение о том, что Кронштадт объявил себя и прилегающую акваторию суверенными!
Как относиться к этому явлению в его союзно-республиканских рамках? Имеет ли оно позитивное содержание?
Думается, имеет. И весьма существенное. Однако проблема суверенности сложнее, нежели может показаться на первый взгляд.
Федеративное по внешним признакам и близкое к унитарному устройство Союза ССР долгие годы фактически сковывало полномерную реализацию национального самосознания населяющих страну народов. В результате формирование и развитие советского народа оказалось подверженным столь ощутимым и многочисленным деформациям, что на нынешнем этапе его единство стало весьма проблематичным. И хотя именно благодаря Союзу большинство входящих в него республик совершило за годы Советской власти гигантский скачок в своем хозяйственном и культурном развитии, а национальное самосознание обрело невиданные ранее масштабы, нынешние властные структуры и их внутрисоюзная субординация исчерпали свой созидательный потенциал. Они не соответствуют велению времени.
Прогрессирующее развитие национального сознания позволило высветить целую гамму проблем, связанных с национальными интересами, с неудовлетворенностью состоянием их реализации. В свою очередь расстройство экономики, хозяйственная дестабилизация подорвали у части населения надежду на возможность их удовлетворения в обозримом будущем за счет межнационального взаимодействия. В ряде республик на уровне обыденного сознания появились питаемые иллюзорными представлениями о сути развивающихся процессов надежды на удовлетворение национальных потребностей за счет внутриреспубликанских ресурсов. Они стали исходной почвой для деструктивной, разрушительной деятельности далеких от демократии сил. Началась борьба за перехват лозунгов. Выдвинутая КПСС идея перестройки оказалась подхваченной в иной интерпретации националистическими группировками, которым в ряде республик удалось расколоть население по национальному признаку и повести за собой значительные массы. Национальная идея, овладевая широкими слоями, помогла созданию той питательной среды, которая стимулировала принятие деклараций о суверенитете.
Вышесказанное отнюдь не означает отрицания положительного содержания деклараций и других документов правового характера, провозглашающих суверенность находящихся в составе страны национально-государственных образований. В чем, на наш взгляд, следует видеть положительное значение этих документов?
Во-первых, в том, что они нацелены на обеспечение безусловного права наций на самоопределение. Это право чаще всего реализуется через государственный суверенитет, поскольку нация, обладающая атрибутами власти, способна более действенно реализовать его во внутригосударственных и международных отношениях.
Во-вторых, все субъекты межнациональных отношений становятся не только хозяевами, но и распорядителями своего экономического потенциала. Тем самым обозначен предел ранее позитивной, а ныне изжившей себя патерналистской политики центра и свойственного ей господства ведомственной системы. Новый механизм межреспубликанского хозяйствования призван исключить как уравниловку, так и иждивенчество. Это требование, конечно, не означает прекращения помощи отдельным нациям за счет союзных фондов, когда в ней возникнет нужда.
В-третьих, с провозглашением своей суверенности республики становятся полноправными субъектами внутриреспубликанской и общесоюзной законотворческой деятельности.
И, наконец, в-четвертых, ответственность за внутриреспубликанские процессы ложится на сами республики, на формируемый ими аппарат властных отношений. Децентрализация и передача на места многих управленческих функций объективно предполагает демократизацию и активность институтов перестраиваемой политической системы.
Но декларации всегда обладали той особенностью, что в них отражены направленные на перспективу желания их разработчиков и цели, к которым пойдут воспринявшие их люди. Между тем, национально осмысленная и воспринятая одновариантность ставящихся задач может вступить (и вступает на практике) в противоречие с интересами инонационального населения республик, так как не все декларируемые «постулаты» по отношению к нему достаточно корректны.
Не случайно довольно быстро выявились две противостоящие друг другу тенденции: согласование суверенитетов и их полнейшее отрицание. Стала вполне очевидной линия на абсолютизацию республиканской суверенности и в ее рамках на обеспечение преимущественных прав так называемых «коренных» наций. Иным «слугам народа» безразлично, что правовое закрепление этого тезиса противоречит цивилизованным отношениям между нациями и Всеобщей декларации прав человека1, приверженцами которой они себя объявляют.
Мы привыкли к тому, что всегда и везде при решении актуальных общественно-политических проблем акцент традиционно делался на воле «подавляющего большинства». Что касается «меньшинства», то, имея собственное видение проблем и свои законные интересы, оно, увы, оказывалось «подавляемым». Не продолжает ли действовать рецидив подобного отношения в нынешней практике национальных отношений?
Провозгласив неотчуждаемость прав своих «основных» наций,2 Верховные Советы ряда союзных республик выступили против аналогичной позиции других наций и народностей, компактно проживающих бок о бок с ними в рамках одного государственного образования.
1. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Статьи 6, 7, 30. // Ассоциация содействия ООН. – СССР, М., 1989, с.4, 8.
2. По мнению автора, провозглашение парламентами Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии выхода из состава СССР еще не означает их фактического выхода. Правовая основа этого процесса определена соответствующим законодательством СССР.
Но одностороннее право одной нации – это не просто право, а привилегия. Там же, где существуют привилегии, нет места равенству! Так, объявив суверенитет Литвы, парламентарии республики выступили против права на самоопределение населенных поляками районов. Кровопролитие легло между суверенитетом Молдовы (для молдаван) и стремлением к автономии ее компактно проживающего иноязычного населения, которое, оказывается, по мнению премьера ССРМ, должно «считать за честь здесь жить и работать».
Дальше – больше. Появилась тенденция к прямой ликвидации некоторых еще недавно действовавших национально-государственных структур. Едва придя к власти, новые парламентарии Грузии поспешили ликвидировать Юго-Осетинскую автономную область.
Психология суверенности базируется на внешне неоспоримых лозунгах. Что может быть приемлемее для нации, нежели её желание быть «хозяином в своем доме»? Ведь практическая реализация этого тезиса становится источником равнопартнерских отношений с другими нациями. Но реально такое возможно лишь тогда, когда партнер также не обделен ни чувством, ни правом хозяина. То есть, обеспечивая свою суверенность, нация обязана считаться с аналогичным правом других наций. Это естественно. Суверенитет – не абстрактная категория. Ему свойственны внутренняя и внешняя сферы проявления. У любой нации он реализуется, сообразуясь, с суверенитетом других наций, с которыми она вступает в политические, экономические и прочие отношения. Иначе и быть не может. Без учета этого обстоятельства нельзя понять и практически обеспечить национальную и республиканскую суверенность. Ведь даже та же самая хозяйственная самостоятельность, которая отныне прокламируется в вышеназванных декларациях, по крайней мере, на первом этапе, может быть реализована лишь за счет общесоюзного рынка, на котором республике предстоит взаимодействовать с другими, не менее суверенными республиками. Иначе говоря, суверенитет наций предполагает высокую степень их взаимной ответственности, равное и принципиальное отношение каждой из них к объективно возникающему по отношению к своему партнеру долгу. Вот эта-то, если можно так выразиться, интернациональная сторона национального суверенитета в декларациях должным образом не проработана и не нашла своего разрешения1.
1. См. ответы М. Друка на вопросы корреспондента еженедельника «Коммерсант» // Коммерсант. – № 23. – 1990. – 11-18 июня.
Вокруг этих вопросов развернулась политическая борьба, в которой, к сожалению, стали проявляться националистические и шовинистические тенденции. Их носители обнаружились не только в некоммунистических и антикоммунистических организациях, но и в среде коммунистов некоторых республик. На страницах ряда изданий появились публикации, содержащие под видом «социально-утопического сценария будущего» развернутый план развала Советского Союза. Навязывается стиль враждебности по отношению ко всему советскому, социалистическому. Психологическая война объявлена КПСС – инициатору и реализатору общественно-политического и экономического обновления. Возникла реальная угроза Союзу ССР как федеративному государству2.
2. Каплинский Ян. Конец Советского Союза // Эдази (Тарту), 16 июня 1990 г. (на эстонском языке). То же на русском языке опубликовано газетой «Молодежь Эстонии» 26 июня 1990 г. См. также: Интервью одного из деятелей Народного фронта Азербайджана Г. Херищи литовской газете «Атгиминас». Русский перевод этого документа впервые опубликован ереванской газетой «Коммунист» (16.XII.1989) и несколько позже журналом «Век XX и мир» (1990, № 3, с. 23-24, 31). Свою интерпретацию происходящего в нашей стране дал Збигнев Бжезинский. См.: Бжезинский 3. Как строить политику США в отношении СССР // За рубежом. 1990. – № 49, с.8-9. Его же. Распад СССР // Советская Татария. – 1990. – 15 ноября.
В такой политически острой обстановке проходил декабрьский Пленум ЦК КПСС (1990 г.). Им рассмотрен и рекомендован к всесоюзному обсуждению опубликованный в ноябре 1990 г. проект нового Союзного договора. В нашу задачу не входит анализ этого документа. Выделим лишь исходную в данном случае позицию КПСС и доводы, прозвучавшие на Пленуме в пользу его принятия. Как подчеркнул М.С. Горбачев, «КПСС выступает за сохранение и радикальное обновление Союза. Это не тактический ход и не уступка кому-то под давлением обстоятельств, а принципиальная позиция партии».3
Участники Пленума высказались в пользу скорейшего заключения нового Союзного договора. Чем мотивирована позиция КПСС?
Во-первых, тем, что в прошлом страна формировалась как целостный организм. Разрыв установившихся связей чреват неисчислимым ущербом для всех входящих в Союз народов. Наметившаяся тенденция к национально-экономической автаркии уже привела к существенным издержкам и падению жизненного уровня населения.
Во-вторых, подписание Союзного договора настоятельно диктуется острой демографической ситуацией. Около 75 млн. человек живет сегодня в инонациональных государственных образованиях. Десятки миллионов людей разных национальностей связаны между собой личными интересами. Раскол Союза привел бы к катастрофическим последствиям. Уже сегодня под давлением националистов сдвинулись с обжитых мест сотни тысяч беженцев, что обернулось острой для некоторых республик нехваткой квалифицированной рабочей силы.
В-третьих, Союз – важный фактор безопасности составляющих его народов. Защита национальной суверенности Союзом делает каждую нацию сильнее за счет общей мощи.
И, наконец, в-четвертых, сохранение Союза ССР находится в русле общечеловеческих интернационализированных тенденций. Наблюдаемые в Западной Европе интегративные процессы соответствуют объективным потребностям земной цивилизации.
3. За обновление нашего союзного государства. Выступление М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 10 декабря 1990 г. // Правда. 1990. – 11 декабря.
Предложенный для обсуждения проект Союзного договора предполагает создание таких политических структур, которые максимально способствовали бы сохранению и развитию суверенности субъектов федерации. «Мы всецело признаем суверенитет республик и видим в нем принцип, который позволит оздоровить всю систему межнациональных отношений, придать новое качество самому Союзу», – такова исходная позиция советских коммунистов, изложенная на Пленуме.4
Постановление съезда народных депутатов СССР «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения» базируется на аналогичных представлениях о значении суверенитета субъектов предполагаемой обновленной союзной федерации.
4. См. Правда. – 1990. – 11 декабря; Правда. – 1990. – 26 декабря.
Договору нет альтернативы. Весь вопрос сейчас в том, на какой основе и в какой срок он будет заключен. Объективные тенденции рано или поздно убедят участников нынешнего Союза в целесообразности его подписания на предлагаемой радикально обновленной основе. Хотелось бы только, чтобы этот процесс не тормозился ложными представлениями о сути национальной суверенности.
* * *
Идея настоящего сборника возникла в процессе изучения в Отделе национальных отношений Института теории и истории социализма ЦК КПСС проблем национальной политики в СССР в целом и в его союзных республиках. Быстро развивающиеся процессы возрождения национального самосознания, эйфория национальной суверенности стимулировали задачу осмысления политических, социальных и правовых принципов, на которых до последнего времени функционировали вертикальные и горизонтальные структуры межнационального взаимодействия, субординационные связи центра и национально-государственных образований. Они вызвали к жизни существенные перемены в органах управления и в подходах к экономическому развитию субъектов Союза, стремление к деидеологизации межреспубликанского сотрудничества. С заявлениями о своей суверенности выступили союзные республики и почти все автономии.
Ряд республиканских государственных актов, принятых на основе этих деклараций, отменен указами Президента СССР из-за их несоответствия действующей общесоюзной конституции.
Вместе с тем, декларативно-правовое творчество союзных республик и национальных автономий оказалось широкоизвестным только в рамках их собственных территорий. О содержании этих документов зачастую можно было судить лишь по кратким информациям союзной печати, а также по президентским актам, восстанавливающим приоритет Конституции СССР. Политик и научный работник оказались лишенными возможности сопоставления и сравнительного анализа идей и предложений, заложенных в названных актах. Познать же явление можно, лишь ощутив всю совокупность его содержания и демонстрируемой специфики.
Публикуемый материал непосредственно и опосредованно посвящен проблеме национально-государственного суверенитета. В первом разделе подобраны документы общесоюзного характера – законы и подзаконные акты, регулирующие принципы и нормы взаимодействия союзных республик и выхода из состава Союза. В него в извлечении также вошли некоторые документы КПСС как правящей партии, осуществляющей национальную политику соответственно своим теоретическим воззрениям и союзным законам.
Во втором разделе сконцентрированы декларации и другие документы, в чьем содержании отражена идея национально-государственной суверенности союзных (по ныне действующей Конституции СССР) республик, а также аналогичные нормативно-декларативные акты автономий.
Выше отмечалось, что значительная часть государственных актов, принимавшихся в республиках на основании деклараций о суверенитете, противоречит существующей Конституции СССР. Это обстоятельство вызвало необходимость приостановки или полного прекращения их действия. Публикуемые в третьем разделе указы Президента Советского Союза дают оценку тревожным фактам отступлений от Основного закона союзного государства, помогают осмыслить функциональное содержание национализма и сепаратизма.
Устанавливавшиеся прямые (так называемые горизонтальные) межреспубликанские связи уже привели к подписанию целого ряда двусторонних договоров. К первой декаде декабря 1990 г. Российской федерацией подписаны экономические договоры с 12 республиками (кроме Азербайджана и Эстонии), Казахстан заключил аналогичные соглашения с 8 республиками, Украина – с пятью. Близкие по содержанию документы на двусторонней основе разработаны рядом других субъектов Союза. Появились первые межреспубликанские соглашения о культурном сотрудничестве. К сожалению, содержание этих актов не получило всесоюзной известности. Четвертый раздел сборника посвящается публикации текстов двусторонних договоров о межреспубликанском взаимодействии. Пока что составитель располагает текстами лишь нескольких подобных документов, но и они открывают возможность выявления основных тенденций горизонтального сотрудничества республик, и потому, по нашему мнению, представляют определенную ценность для читателя. В раздел входят также несколько внутриреспубликанских актов, принятие которых, так или иначе, отражается на характере межнациональных отношений. В их число входят документы, связанные с отношением некоторых республик к Союзному договору.5
5. Толстиков Я. В развитие горизонтальных связей // Советская Эстония. – 1990. – 11 декабря; Известия. – 1990. – 31 декабря; Коммерсант. – № 47. – 1990. – 3-10 декабря.
Материал в книге располагается преимущественно по хронологическому принципу. Лишь в отдельных случаях он нарушается в интересах более последовательного (с точки зрения составителя) восприятия документов. Основной массив публикуемых актов хронологически относится к 1990 году.
Редакционный совет и составитель надеется, что ознакомление читателей со сборником будет способствовать углублению понимания процессов, происходящих в настоящее время в межнациональных отношениях. Есть основания полагать, что по мере накопления новых материалов, издание будет продолжено.

I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ДРУГИЕ ОБЩЕСОЮЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
РЕЗОЛЮЦИЯ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС
«О МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ». (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Развитие самостоятельности союзных республик и автономий партия видит в неразрывной связи с их ответственностью за укрепление и прогресс нашего многонационального государства. Социалистический идеал – не омертвляющая унификация, а полнокровное и динамичное единство в национальном многообразии.
3. Партийная конференция считает, что в рамках перестройки политической системы следует осуществить назревшие меры по дальнейшему развитию и укреплению советской федерации на основе демократических принципов. Речь идет, прежде всего, о расширении прав союзных республик и автономных образований путем разграничения компетенции Союза ССР и советских республик, децентрализации, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.
Одна из центральных задач – создавать условия для большей самостоятельности регионов, осуществлять такие формы сотрудничества, при которых каждая республика была бы заинтересована в улучшении конечных результатов своей хозяйственной деятельности как основы собственного благополучия, умножения общего богатства и могущества Советского государства.
4. Важно, чтобы в каждом национальном регионе экономический и социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурную самобытность наций и народностей. Социалистическая культура, развиваясь как многонациональная, и впредь должна оставаться мощным фактором идейно-нравственной консолидации нашего общества.
Следует позаботиться, чтобы национальности, проживающие за пределами своих государственно-территориальных образований или не имеющие их, получили больше возможностей для реализации национально-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, народного творчества, а также для создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религиозных потребностей.
Важнейший принцип нашего многонационального государства – свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков, овладение русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения.
Надо научиться различать подлинно национальные интересы и их националистические искривления. Любые претензии на национальную исключительность недопустимы и оскорбительны, в том числе и для народа, от имени которого они высказываются. В духе ленинской традиции следует бороться со «своим» национализмом и шовинизмом, и делать это должны в первую очередь представители соответствующей национальности.
Резолюции XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. Приняты 1 июля 1988 года. – М., Политиздат, 1988, стр. 32-33, 35-36.
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И ПРЕСТУПНЫМИ РЕПРЕССИВНЫХ АКТОВ ПРОТИВ НАРОДОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛЬСТВЕННОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ, И ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ПРАВ»
Сегодня, в период революционного обновления советского общества, когда начат процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, в стране усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего.
Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя.
Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов.
Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране.
Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям.
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, Москва, Кремль, 14 ноября 1989 г.
Правда, 1989, 24 ноября.
ЗАКОН СССР ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР
Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.
Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР. Закон основывается на следующих принципах:
 сочетании экономической самостоятельности республик с установленными функциями СССР;
 расширении товарно-денежных отношений во внутриреспубликанских и межреспубликанских экономических связях и создании действенного рынка Союза ССР;
 сочетании экономической самостоятельности республик с самоуправлением местных органов и хозрасчетных предприятий;
 лучшем использовании специфических условий развития союзных республик;
 заинтересованности и ответственности республик и местных органов управления за рост жизненного уровня, экономического потенциала и на этой основе укрепления Союза ССР.
Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:
1) принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;
2) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;
3) экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республик;
4) руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);
5) формирование системы государственных доходов республики в соответствии с законодательством республик и Союза ССР и образование самостоятельных республиканских и местных бюджетов;
6) определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, устанавливание порядка ценообразования на территории республик;
7) руководство внешнеэкономической деятельностью республики при соблюдении согласованных норм, установленных между республиками и Союзом ССР;
8) распоряжение государственным фондом природных ресурсов, установление предельных лимитов, нормативов и правовых норм природопользования, а также выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий, организаций и хозяйств;
9) создание финансового рынка с привлечением средств других республик и зарубежных стран, а также общесоюзных финансовых ресурсов на взаимовыгодных началах.
Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности. Предприятия могут самостоятельно заключать договоры с хозяйственными партнерами и вступать на добровольных началах в республиканские, межреспубликанские, союзные и другие ассоциации. При этом сохраняется соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями законов республики.
По договоренности между правительством СССР и правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами. Бюджетные доходы республики распределяются между союзным бюджетом и бюджетом союзной республики в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики.
По договоренности Союза ССР и республики, к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные нефтегазопроводы и другие объекты, имеющие общесоюзное назначение.
Переход основных и оборотных средств в собственность республики не меняет существующих единых технологических структур (транспорт, линии электропередачи и т.д.).
В качестве основы межреспубликанских расчетов используется рубль.
Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств. Порядок составления и использования государственного бюджета республики (не входящего в бюджет Союза ССР), а также права и обязанности распорядителей бюджетных ассигнований определяются органами государственной власти и управления республики.
Республика на взаимовыгодных и добровольных началах принимает участие в финансировании из своего бюджета общесоюзных (межреспубликанских) научно-технических программ, страховых фондов по охране окружающей среды, а также в образовании резервных и других денежных фондов для нормального функционирования союзного рынка.
Статья 4. Органами государственной власти и управления республики обеспечивается переход на преимущественно финансовые и денежно-кредитные рычаги регулирования республиканского рынка, осуществляемого соответствующими органами согласно их компетенции.
Статья 5. Соответствующие органы СССР и республик обеспечивают поддержание и развитие межреспубликанских хозяйственных связей, а также денежных отношений, исключающих любые формы экономической дискриминации. Республики принимают договорные обязательства по межреспубликанскому товарообороту с учетом централизованного распределения ресурсов, фондов и лимитов. До полного перехода на оптовую торговлю Госплан СССР и Госснаб СССР в соответствии с порядком, установленным в целом по народному хозяйству, выделяют Советам Министров республик лимиты централизованно распределяемых ресурсов без распределения по отраслям и направлениям.
Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.
Установить, чтобы законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действовали на территориях указанных республик постольку, поскольку они не будут препятствовать их переходу на экономическую самостоятельность.
Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР, которые переводятся на экономическую самостоятельность первыми, добровольно могут участвовать в апробации и осуществлении разработанных органами Союза ССР, союзными республиками мероприятий по радикальной экономической реформе, относящихся к экономической самостоятельности республики.
Закон вступает в действие в общем порядке.
Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев
Москва, Кремль, 27 ноября 1989 г.
Правда, 1989, 2 декабря.
ЗАКОН СССР ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА НАЦИОНАЛЬНОЕ РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН И НАСИЛЬСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ЕДИНСТВА ТЕРРИТОРИИ СОЮЗА ССР
Настоящий Закон исходит из необходимости усилить защиту прав и свобод граждан, решительно пресекать деятельность различных националистических и сепаратистских объединений, направленную на дискриминацию граждан в связи с их национальной принадлежностью, языком, вероисповеданием, на разжигание межнациональной вражды и розни, на насильственное нарушение закрепленного Конституцией СССР единства территории Союза ССР.
Этот Закон учитывает международно-правовые обязательства Союза ССР о запрещении в законодательном порядке любой деятельности, направленной на дискриминацию граждан, разжигание национальной ненависти, вражды и насилия.
1. Деятельность любых объединений граждан, в том числе политических партий, общественных организаций и массовых движений, направленная на возбуждение национальной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применение насилия на национальной, расовой, религиозной основе, а также деятельность, непосредственно направленная на насильственное нарушение закрепленного Конституцией СССР единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, является противозаконной и подлежит запрету.
2. Указанная в статье 1 настоящего Закона деятельность объединений признается противозаконной и запрещается решением Верховного Суда союзной республики, Верховного Суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Председателя Верховного Совета либо иного высшего государственного должностного лица союзной или автономной республики, Председателя Совета Министров союзной, автономной республики, председателя местного Совета народных депутатов или председателя его исполнительного комитета либо прокурора.
В тех случаях, когда деятельность указанных объединений граждан распространяется на территорию нескольких союзных республик или затрагивает межреспубликанские отношения, решение о запрещении деятельности этих объединений может быть принято Верховным Судом СССР по представлению Президента СССР, Председателя Совета Министров СССР, Генерального прокурора СССР, а также по представлению Председателя Верховного Совета либо иного высшего государственного должностного лица союзной автономной республики, Председателя Совета Министров союзной автономной республики. В интересах обеспечения безопасности граждан Президент СССР может временно, до принятия решения Верховным Судом СССР, приостановить деятельность объединений, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Объединение граждан, деятельность которого запрещена судом, распускается, а его имущество переходит государству.
3. Действия по созданию объединений граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, а также активное участие в их деятельности, влекут наложение административного взыскания в виде штрафа в размере до десяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, если за это законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.
Протоколы о нарушениях составляются работниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, уполномоченными на то Советами народных депутатов.
Дела о нарушениях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, рассматриваются народными судьями единолично.
4. Установить уголовную ответственность за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, изложив статью 7 Закона СССР от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., № I, ст. 8; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989 г. № 9, ст. 203) в следующей редакции:
«Статья 7. Призывы к насильственным свержению или изменению советского государственного и общественного строя или насильственному нарушению единства территории СССР.
Публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя или к насильственному нарушению закрепленного Конституцией СССР единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, а также распространение с этой целью материалов такого содержания, наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до десяти тысяч рублей.
Те же действия, совершенные повторно или организованной группой лиц, наказываются лишением свободы на срок до семи лет или штрафом до двадцати тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные по заданию иностранных организаций или их представителей, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой».
5. Часть первую статьи 34 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., № I, ст. 6; 1969 г., № 29, ст. 249), дополнить пунктом 31 следующего содержания:
«31) совершение преступления на почве национальной или расовой вражды или пренебрежения».
6. В части первой статьи 28 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., № I, ст. 15; 1961 г., № 26, ст. 270; 1963 г., № 16, ст. 181, 1981 г., № 33, ст. 966; 1984 г., № 3, ст. 58; 1989 г., № 15, ст. 106; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989 г., № 9, ст. 203), слова «призывы к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя» заменить словами «призывы к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя или к насильственному нарушению единства территории Союза ССР».
7. Часть вторую статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., № 44, ст. 909; 1987 г., № 22, ст. 312; 1988 г., № 31, ст. 506) после слов «до одной тысячи рублей» дополнить словами «за создание и активное участие граждан в объединениях, деятельность которых запрещена, полагается штраф до десяти тысяч рублей».
8. Статью 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1978 года «О внесении изменений в законодательство об ответственности за административные правонарушения» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978 г., № 16, ст. 252; 1985 г., № 21, ст. 369; 1987 г., № 25, ст. 354; 1988 г., № 31, ст. 506) после слов «за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций» дополнить словами «создание объединений, деятельность которых запрещена, и активное участие в них».
Президент Союза Советских Социалистических Республик М. Горбачев
Москва, Кремль, 2 апреля 1990 г.
Известия, 1990, 5 апреля
ЗАКОН СССР ОТ 3 АПРЕЛЯ 1990 Г. «О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР».
Статья 1.
Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящих Законом.
Статья 2.
Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству СССР.
Референдум проводится в порядке, определенном Законом СССР, Законом союзной автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону. Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения, о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.
В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Во время проведения голосования какая-либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.
Статья 3.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.
Статья 4.
Для организации референдума о выходе из СССР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов Верховный Совет союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 5.
Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке, проведении и определении итогов референдума о выходе из СССР Верховный Совет СССР по согласованию с Верховным Советом союзной республики решает вопрос о присутствии на ее территории в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований. Верховный Совет СССР может, если сочтет необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей Организации Объединенных Наций.
Статья 6.
Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной республики.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономная республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 7.
Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.
Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
В случае нарушения закона при проведении референдума, Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 8.
Итоги референдума о выходе союзной республики из СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховный Совет СССР в месячный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республик, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР.
Статья 9.
Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.
В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.
Статья 10.
В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее, чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.
Статья 11.
В целях обеспечения прав и интересов Союза ССР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из СССР, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и высший орган государственной власти выходящей республики создают на переходный период согласительные комиссии.
Статья 12.
В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
Статья 13.
Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключенных СССР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двусторонние договоры, заключенные СССР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из СССР, продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договоренность об ином.
Совет Министров СССР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СССР в международных договорах в связи с выходом из него союзной республики, представляет свое заключение Президенту СССР и Верховному Совету СССР.
Статья 14.
В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов.
Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другом стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы ВордПресс
Rambler's Top100