Указы о проведении переписи

УКАЗЫ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕПИСИ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ 1718-1722 ГГ.

Подушная перепись населения с целью замены подворной подати «поголовщиной» производилась с 1718 г. В связи с окончанием Северной войны и ожидаемым расквартированием полков, прибывавших с театра военных действий, по губерниям надлежало выяснить численность податного населения, чтобы определить размер подушной подати. Несмотря на многократные угрозы смертной казнью и конфискацией утаенных крестьян (см. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). – Т. 5. – .№ 3458, 3474; Т. 6. – .№ 3492, 3657, 3687, 3707, 3762), получаемые правительством сказки оказывались неудовлетворительными, а многие помещики их не присылали. Исчерпав все угрозы, правительство решило провести силами офицеров ревизию, то есть проверку поданных сказок. Ревизия началась с января 1722 г. и обнаружила свыше 1 млн. утаенных душ.
Первая ревизия имела не только фискальное значение, но и социальное. Включением в ревизские сказки однодворцев, ясачных народов Сибири, холопов ревизия расширила контингент феодально эксплуатируемого государством населения.
Указы характеризуют цели и порядок проведения переписи, а также ревизии:
№ 1 – указ от 26 ноября 1718 г. о проведении переписи населения и порядке расквартирования полков;
№ 2 – указ от 22 января 1719г. о порядке проведения переписи податного населения и о взыскании за утайку душ;
№ 3 – указ Сенату от 5 января 1720 г. о включении в перепись дворовых людей и церковных причетчиков;
№ 4 – наказ генерал-майору Чернышеву от 5 февраля 1722 г. о порядке проведения ревизии.
Документы публикуются по ПСЗ, т. V, № 3245, стр. 597 (№ I); № 3287, стр. 618-620 (№ 2); т. VI, № 3481, стр. 1 (№ 3); № 3901, стр. 508-510 (№ 4).

№ 1
УКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕПИСИ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДКЕ РАСКВАРТИРОВАНИЯ ПОЛКОВ. 26 НОЯБРЯ 1718 Г.
Хрестоматия по истории СССР. XVIII век. – М., 1963. – С. 67.
1) Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявить о том.
2) Росписать, на сколько душ солдат рядовый с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад, иди чего более не возможно и чего меньше не надлежит, в такой надежде, что с них более никаких податей и работы не будет, разве какое нечаянное нападение неприятельское, или домашнее какое замешание.
3) Учинить на каждый полк два комиссара: одного полкового, другого от земли, которого надлежит по вся годы выбирать дворянам, того уезда помещикам, и по окончании года считать; и ежели в чем неправду учинит, и судить, и доправливать им дела их, то земской должен на уреченные сроки сбирать с крестьян деньги и отдавать полковому комиссару при всех офицерах, обретающихся при полку, и брать у них отписки, и о том ведение подавать в Ревизион-коллегиум и в воинскую и ландгевдингу .
4) Росписчикам, которые поедут росписывать полки по крестьянам, смотреть того накрепко, правдою ль те росписки поданы и где есть излишек, о том давать ведение, а их писать по солдатам же, и оные крестьяне с их землею и всем отданы будут тому переписчику.
5) Вышеписанного же смотреть и офицерам, и ежели переписчик поманит и не напишет, то о том им доносить в Воинскую и Ревизион-коллегиум; и кто сие объявит, то те крестьяне ему также отданы будут, также того переписчика все движимое и недвижимое ему же. А буде кто, как переписчик, так и офицер сей своей должности и указу пренебрегут, казнены будут смертию.

№ 2
УКАЗ ОБ УЧИНЕНИИ ОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ ЛЮДЕЙ ПОДАТНОГО СОСТОЯНИЯ И О ПОДАЧЕ РЕВИЗСКИХ СКАЗОК.
22 ЯНВАРЯ 1719 Г.
Хрестоматия по истории СССР. XVIII век. – М., 1963. – С. 68-69.
Великий государь указал, по именному своему в. г. указу, ради расположения полков армейских на крестьян всего государства, брать во всех губерниях сказки с таким определением о дворцовых и прочих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских, церковных, помещиков и вотчинниковых селах и деревнях, також однодворцам, татарам и ясачным, (кроме завоеванных городов и астраханских и уфимских татар и башкирцов и сибирских ясачных иноземцев, о которых будет особливое определение впредь) без всякой утайки, невзирая ни на какие старые и новые о дворовом числе и поголовные переписки, но учиня самим переписки правдивые, сколько где в которой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей по именам есть; мужеска пола, всех, не обходя от старого до самого последнего младенца, с летами их, и подавать те сказки в губерниях с таковым различием, а именно:
1. О дворцовых и прочих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских, церковных – прикащикам, всякому своего ведения, кто где какие вотчины ведает, и к тем сказкам велеть прикладывать руки им, прикащикам, и с ними тех вотчин старостам и выборным людем.
2. Помещикам всем, как многопоместным, так и малопоместным, которые живут в своих деревнях, тем самим, а которые обретаются в службах и во отлучении от своих деревень, то потому ж прикащикам их и старостам с выборными людьми, как выше объявлено, и в тех же сказках для ведома писать особливо именно и о тех деловых людях, которые своей пашни не имеют, а пашут на помещиков своих.
3. А однодворцам всем, каждому о себе, о детях, внучатах и родственниках своих мужеского пола, которые с ними в домах живут, велеть подавать оные сказки самим.
4. У татар и ясачных принимать от каждой волости или деревни за знаменами старост и выборных их людей.
5. В прикладывании рук велеть в вышепомянутых сказках подписываться всем, с таким крепким подтверждением, чтоб в тех своих сказках всякой против вышеобъявленного написал самую истину, не утая ни единые мужеска пола души.
6. А ежели от кого из них явится какая в душах утайка, и за то б учинить прикащикам, старостам и выборным людям, всем смертную казнь без всякой пощады…
8. Однодворцам, также татарам и ясачным, велеть о сказках подтвердить: буде кто из них в душах утаит, и за то б учинить тем жестокое наказание, бить их кнутом нещадно…

№ 3
УКАЗ О ПОМЕЩЕНИИ В РЕВИЗСКИХ СКАЗКАХ НЕ ОДНИХ КРЕСТЬЯН, НО ТАКЖЕ ДВОРОВЫХ ЛЮДЕЙ И ЦЕРКОВНЫХ ПРИЧЕТНИКОВ. 5.01.1720
Хрестоматия по истории СССР. XVIII век. – М., 1963. – С. 69.
Понеже я слышу, что в нынешних переписях пишут только одних крестьян, а людей дворовых и прочих не пишут, в чем может быть такая ж утайка, как и в дворах бывала.
Того ради ныне подтвердите указом, чтоб всех писали помещики своих подданных какого они звания ни есть, также причетников церковных, кроме попов и дьяконов, которым особливую роспись также подать надлежит, и всем дайте им сроку на полгода.

№ 4
НАКАЗ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ЧЕРНЫШОВУ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ.
5 ФЕВРАЛЯ 1720 Г.
Хрестоматия по истории СССР. XVIII век. – М., 1963. – С. 69-72.
… Когда за посланными указы в присланных сказках явилась многая утайка и дабы впадшие тою утайкою в погрешение могли исправиться, того ради е. и. в. повелел как духовным, так и светским всякого чина людям объявить последним указом, ежели оные кто сами или прикащики и старосты и крестьяне и однодворцы и ясачные люди и прочие всякого звания в помянутых сказках чинили утайку или прописку, а поныне о той утайке не объявляли, те б все о тех утаенных объявляли доношениями своими без всякого страха самою сущею правдою…, а вина за тое утайку всех отпущена будет без всякого истязания и штрафа и из деревень их тех утаенных имано не будет; чему дается срок сентября до 1 числа 1721 года и на которых о той утайке были посторонние доношения, и те доношения отставить.
А буде кто, презрев оный милосердой указ, как духовные, так и светские сами, которые живут в домех своих, также прикащики и старосты, которые таили по письмам помещиков своих, о той утайке до оного срока не объявят, а по том сроке от кого подлинно обличены или при раскладке полков освидетельствованы будут, у таковых все те деревни, в которых та утайка явится, взять на е. в., из которых четвертая часть отдастся тому, от кого в том обличен будет.
А ежели от прикащиков и старост, кроме вотчинниковых писем, о той утайке в оном же сроке объявлено не будет, то таковым по розыске чинить по прежним указам.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.