Проект Конституции России (проект ИНС)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ
Проект Института национальной стратегии

Мы, граждане России, сохраняя в веках созданное наши¬ми предками и ведомое Божьим промыслом Российское государство, учреждаем его Основной закон.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ
Статья 1. О суверенитете
1. Россия (Российская Федерация) есть государство, ос¬нованное на исторической преемственности по отноше¬нию к Союзу ССР, Российской Империи, Московскому царству, древней Руси как этапам развития российской цивилизации.
2. Россия – суверенное и демократическое государство, призванное осуществлять справедливость в жизни лю¬дей, воплощать свободу и солидарность своих граждан.
3. Государственный суверенитет России неотчуждаем и неделим. Он принадлежит российской нации.
4. Российская нация есть единство русского народа и других коренных народов России, открытое для всех лю¬дей верных России, действительное во всех поколениях, прошлых, настоящих и будущих и до конца времен.
5. Россия является Родиной и национальной территори¬ей всех коренных народов России. Коренные народы России не имеют иной государственности, кроме госу¬дарственности России.
6. Сохранение государственного суверенитета России – долг граждан России перед прошлыми и будущими поколениями. При угрозе утраты независимости России, вер¬ховенства ее власти и законов, граждане России обязаны восстановить полноту государственного суверенитета России любой ценой.
7. Наименования Россия и Российская Федерация рав¬нозначны.
Статья 2. О статусе гражданина
1. Государство признает и гарантирует неотъемлемые права и свободы гражданина и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из солидарности граждан России и их ответственности перед прошлыми и будущими поколениями российской нации.
2. Достоинство гражданина России охраняется государством внутри и вне государственных границ России как атрибут государственного суверенитета России.
Статья 3. О гражданстве
1. Гражданство России приобретается по праву рожде¬ния от граждан России, по праву на репатриацию и в по¬рядке пожалования.
2. Каждый представитель коренного народа России, где бы он ни проживал, имеет неотъемлемое право на приоб¬ретение гражданства России и на репатриацию в Россию.
3. Гражданство России является единым и равным неза¬висимо от оснований приобретения. Граждане России обладают равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией и законами России.
4. Принятию гражданином России гражданства другого государства должен предшествовать отказ от российско¬го гражданства, за исключением случаев, предусмотрен¬ных международными договорами России. Право граж¬данина на выход из гражданства России может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасно¬сти страны.
5. Принимая гражданство России, гражданин другого государства приносит присягу на верность России, текст и процедура принесения которой устанавливаются законом.
6. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства, за исключением случаев добровольного вступления в гражданство другого государства.
Статья 4. О территории России и историческом пространстве России
1. Государственный суверенитет России распространя¬ется на всю территорию России в равной степени.
2. Конституция России обладает верховенством на всей территории России. В тех частях исторического прост¬ранства России, на которые не распространяется госу¬дарственный суверенитет России на момент принятия настоящей Конституции, она вступает в силу при их вос¬соединении с Россией.
3. Историческое пространство России составляют обла¬сти традиционного расселения коренных народов Рос¬сии, входившие в состав государственных образований, по отношению к которым Россия осуществляет истори¬ческую преемственность. Россия обеспечивает интересы своих коренных народов на всем историческом прост¬ранстве России.
4. Территория России неделима и неприкосновенна как основа российской цивилизации и достояние российской нации во всех ее поколениях – прошлых, настоящих и будущих. Всякая деятельность, направленная против целостности территории России, преследуется по закону.
5. Сохранение территории России и освоение истори¬ческого пространства России – долг граждан России пе¬ред прошлыми и будущими поколениями.
Статья 5. О государственном устройстве России
1. Государственное устройство России представляет со¬бой федерацию равноправных субъектов (Земель).
2. Федеративное устройство России основано на ее госу¬дарственной целостности, единстве системы государст¬венной власти, разграничении полномочий между орга¬нами государственной власти федерации и органами го¬сударственной власти в субъектах федерации, равнопра¬вии и самоуправлении исторических регионов (Земель), их совместном участии в управлении государством.
Статья 6. Об источнике государственной власти
1. Единственным источником государственной власти в России являются граждане России как представители российской нации во всех ее поколениях, прошлых, настоящих и будущих.
2. Граждане России осуществляют государственную власть России через всеобщее прямое равное тайное голосование на выборах и в форме общегосударственного референдума.
Статья 7. О системе государственной власти России
1. Олицетворением и прямым выражением государст¬венного суверенитета России является избираемый гражданами России Президент России.
2. Государственную власть в России осуществляют Пре¬зидент России, Государственное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Рос¬сии, Высший совет национального единства, суды России.
3. В систему органов государственной власти России входят органы государственной власти в субъектах Рос¬сийской Федерации.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Фе¬дерации и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации осуществляется настоящей Кон¬ституцией и законами России о разграничении предме¬тов ведения и полномочий.
Статья 8. О местном самоуправлении
1. В России признается и гарантируется местное само¬управление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномо¬чий самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления не входят в систе¬му органов государственной власти.
Статья 9. Об ответственности государственной власти
1. Президент России и иные органы государственной власти России не правомочны, вместе или по отдельности, подписывать акты о капитуляции от имени России, заключать соглашения об отчуждении части государственной территории России или национального достояния России, передавать часть функций государственной власти России другим государствам или межгосударственным органам, или принимать иные решения, направленные против государственного суверенитета России.
2. Принятие и содействие принятию таких решений является преступлением против суверенитета, а их последствия – юридически ничтожными. Никто не может обладать неприкосновенностью от наказания по обвинению в совершении преступлений против суверенитета.
3. Преступления против суверенитета не имеют срока давности.
Статья 10. О гарантиях государственного суверенитета России
1. Гарантом государственного суверенитета, независи¬мости, территориальной целостности России и ее кон¬ституционного порядка являются единые Вооруженные силы России и все граждане России.
2. Россия – ядерная держава. Ядерные силы России ох¬раняются как неотъемлемый и неотчуждаемый атрибут государственного суверенитета России.
3. Государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане России несут обязанности по обеспечению безопасности страны, определяемые законом.
Статья 11. О государственном языке и официальных языках России
1. Русский язык — государственный язык России. Сферы обязательного применения государственного языка уста¬навливаются федеральным законом.
2. Федеральный закон устанавливает официальный ста¬тус для языков коренных народов России и определяет их перечень.
Статья 12. О национальном достоянии России
1. Национальное достояние России является неотъемле¬мым и неотчуждаемым, так как принадлежит российской нации во всех ее поколениях – прошлых, настоящих и будущих.
2. Земля, воздух, недра и другие природные ресурсы; па¬ мятники культуры; технические и промышленные объекты, имеющие стратегическое значение для жизнедеятельности и обороноспособности страны, используются и охраняются как национальное достояние России.
3. Объекты национального достояния не могут нахо¬диться в собственности иностранных государств и их граждан. Право собственности на объекты национально¬го достояния регулируется государством в интересах всей нации.
4. В отношении воды, воздуха, полезных ископаемых и других жизненно важных природных ресурсов, крите¬рии и перечень которых определяются законом, государ¬ство осуществляет исключительное право собственности в интересах всей нации.
5. Каждый гражданин России имеет неотъемлемое пра¬во на пользование исключительной собственностью го¬сударства.
Статья 13. О социальных обязанностях государства
1. Государство как распорядитель национального досто¬яния и воплощение единства нации несет неотъемлемые обязанности перед гражданином, семьей и обществом.
2. Государство создает условия, обеспечивающие достой¬ную жизнь и свободное развитие каждого гражданина Рос¬сии, устанавливая гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия по нетру¬доспособности и иные гарантии социальной защиты.
3. Государство способствует укреплению семьи, осуществ¬ляя экономическую поддержку материнства, отцовства и детства, обеспечивая благоприятный для традиционных се¬мейных ценностей информационно-культурный климат.
4. Государство способствует развитию российского об¬щества как единой системы служения Отечеству и разде¬ления труда, обеспечивая занятость для граждан России, поддерживая науку и высокотехнологичные отрасли производства, поощряя частную инициативу, нацелен¬ную на создание общественных благ.
5. Единство социальных обязанностей государства во¬площается в охране труда, здоровья и образования. Госу¬дарство гарантирует каждому гражданину России право на труд и на справедливое вознаграждение за труд, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на бес¬платное начальное, среднее и высшее образование.
Статья 14. Об экономических основах государственного суверенитета России
1. В России обеспечиваются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. На террито¬рии России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво¬диться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, за¬щиты жизни и здоровья людей, охраны природы и куль¬турных ценностей.
3. Денежной единицей в России является рубль. Денеж¬ная эмиссия осуществляется исключительно Централь¬ным банком России. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.
4. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом.
5. В России признаются и защищаются в равной степени государственная, общественная и частная собственность.
6. Государство регулирует экономическую деятельность в форме поощрения, контроля и непосредственного уп¬равления в целях развития российской экономики как единого целого на службе российской нации.
7. Государство поддерживает свободную конкуренцию и частную хозяйственную инициативу. Предприятия, явля¬ющиеся естественными монополиями, перечень кото¬рых определяется федеральным законом, не могут нахо¬диться в частной собственности.
Статья 15. О религиозных основах российского государства
1. Православие является государственно образующей и исторической религией России. Религиозное и социальное служение Русской Православной Церкви пользуется под¬держкой государства.
2. Государство покровительствует традиционным веро¬исповеданиям всех коренных народов России и прожи¬вающих в России этнических общин и солидарно с ними в осуществлении целей и ценностей, лежащих в основа¬нии российской государственности.
3. Государство не вмешивается во внутренний порядок управления Русской Православной Церкви и других ве¬роисповедных организаций. Русская Православная Цер¬ковь и другие вероисповедные организации находятся в финансовой независимости от государства.
4. Никто не может быть лишен гражданских прав по мо¬тивам религиозных убеждений; никто не может по этим же мотивам отказываться выполнять какие-либо граж¬данские обязанности.
5. Никто не может быть принуждаем присоединяться к какому-либо религиозному исповеданию против своей воли.
Статья 16. Об основах общественно-политической деятельности
1. В России признаются идеологическое и политичес¬кое многообразие, многопартийность.
2. Общественные объединения равны перед законом.
3. Государство поддерживает общественные объедине¬ния, деятельность которых основана на принципах госу¬дарственного патриотизма, гражданской доблести, соци¬альной солидарности, способствует их участию в реше¬нии политических, экономических и социально-культур¬ных вопросов.
4. Государство содействует социальной организации на основе вертикальных отраслевых объединений, связан¬ных общностью функций и интересов в системе нацио¬нального производства, стремится к повышению поли¬тической роли и обеспечению политического предста¬вительства таких объединений.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ государственного строя России, подрыв государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности России, разжигание социальной, расовой, национальной и рели¬гиозной розни.
Статья 17. О действии Конституции и законов
1. Конституция России имеет значение Основного закона России, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Действие Конституции России ни в какой её части не может быть приостановлено ничьей властью.
2. Международные акты и договоры России, признанные Конституционной палатой Верховного суда России противоречащими настоящей Конституции, не подлежат применению. Все последствия их применения являются не правовыми.
3. Ни один международно-правовой акт не может быть ратифицирован Россией без положительного заключе¬ния Конституционной палаты Верховного суда России о его соответствии Конституции России.
4. Положения настоящей главы Конституции составля¬ют основы государственного строя России. Никакие по¬ложения Конституции России не могут противоречить основам государственного строя России.
5. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Рос¬сии, не должны противоречить Конституции России.
6. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не имеют силы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и их союзов, не имеют силы, если они не опубликованы официально во всеобщее сведение .
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА
Статья 18. Об основах статуса гражданина
1. Перечисленные в настоящей Конституции права, свободы и обязанности составляют основу правового статуса гражданина России.
2. Россия признает и гарантирует права иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с принятыми ею стандартами международного права и международными договорами России.
3. Перечисление в настоящей Конституции основных прав, свобод и обязанностей гражданина не должно трактоваться как отрицание и умаление других прав, свобод и обязанностей гражданина, регулируемых общественной нравственностью и законами России.
4. Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 19. Права и свободы гражданина
1. Права и свободы гражданина являются непосредст¬венно действующими.
2. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнитель¬ной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 20. Равенство перед законом и судом
1. Все люди независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине¬ниям, а также других обстоятельств равны перед законом и судом.
2. Запрещаются любые формы ограничения прав граж¬дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
Статья 21. О применении смертной казни и медицинских опытов
1. Смертная казнь может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиня¬емому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
2. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, дру¬гому жестокому или унижающему человеческое достоин¬ство обращению или наказанию.
3. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22. Право на свободу и личную неприкосновенность
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную не¬прикосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стра¬жей допускаются только по судебному решению. До су¬дебного решения лицо не может быть подвергнуто задер¬жанию на срок более 48 часов.
3. Каждый человек имеет право на тайну переписки, те¬лефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается толь¬ко на основании судебного решения.
4. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину России возможность ознакомления с документами и материалами, не¬ посредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 23. Право на жилье
1. Жилище человека неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установлен¬ных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 24. Национальная принадлежность и родной язык
1. Никто из граждан России не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принад¬лежности.
2. Каждый человек, проживающий на территории Рос¬сии, имеет право на пользование родным языком, на сво¬бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
3. Каждый гражданин России обязан владеть русским языком.
Статья 25. О свободе передвижения
1. Каждый, кто законно находится на территории Рос¬ сии, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Рос¬ сии.
2. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.
Статья 26. Свобода совести и вероисповедования
Каждому человеку, проживающему на территории Рос¬сии, гарантируется свобода совести, свобода вероиспове¬дания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо¬вать никакой, свободно выбирать, иметь и распростра¬нять религиозные и иные убеждения и действовать в со¬ответствии с ними.
Статья 27. Свобода мысли и слова
1. Каждому человеку, проживающему на территории России, гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиоз¬ную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда соци¬ального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается публичное ос¬корбление символов государственности России, государствообразующей религии России, традиционных рели¬гий коренных народов России и проживающих в России этнических общин.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Гражданин России имеет право свободно искать, по¬лучать, передавать, производить и распространять ин¬формацию любым законным способом. Перечень сведе¬ний, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Государством гарантируется свобода средств массовой информации и их ответственность перед обществом.
Статья 28. Свобода общественных, профессиональных и политических объединений
1. Каждый человек, проживающий на территории Рос¬сии, имеет право на вступление в общественное объеди¬нение, включая право создавать профессиональные сою¬зы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Граждане России имеют право свободно объединять¬ся в политические союзы и ассоциации для выражения и отстаивания своих убеждений.
3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 29. Свобода собраний
Граждане России имеют право проводить собрания, ми¬тинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 30. Участие граждан в управлении государством
1. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане России имеют право избирать и быть из¬бранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными гражда¬не, признанные судом недееспособными, а также содер¬жащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане России имеют равный доступ к государст¬венной службе.
5. Граждане России имеют право участвовать в отправ¬лении правосудия.
6. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра¬щения в государственные органы и органы местного са¬моуправления.
Статья 31. Свобода экономической деятельности
1. Граждане России имеют право на свободное исполь¬зование своих способностей и имущества для предпри¬нимательской и иной не запрещенной законом экономи¬ческой деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направ¬ленная на монополизацию и недобросовестную конку¬ренцию.
Статья 32. Право частной собственности
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму¬щества для государственных нужд может быть произве¬дено только при условии предварительного и равноцен¬ного возмещения.
3. Право наследования гарантируется.
Статья 33. Право на землю
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. В целях рационального использования земли как об¬щенационального достояния и установления справедли¬вых социальных отношений закон налагает обязательст¬ва и ограничения на частную земельную собственность.
Статья 34. Право на труд
1. Каждый человек имеет право на труд и на свободный выбор рода деятельности и профессии.
2. Каждый гражданин России обязан трудиться. Государство признает и охраняет труд во всем многообразии его форм.
3. Люди, законно проживающие на территории России, имеют право на труд в условиях, отвечающих требовани¬ям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже уста¬новленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
4. Граждане России имеют право на защиту от безрабо¬тицы.
5. Признается право на индивидуальные и коллектив¬ные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
6. Каждый человек, трудящийся на территории России, имеет право на отдых. Работающему по трудовому дого¬вору гарантируются установленные федеральным зако¬ном продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 35. Материнство, детство, семья
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обя¬занность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны забо¬титься о нетрудоспособных родителях.
Статья 36. Право на социальное обеспечение
1. Каждому человеку, трудящемуся на территории Рос¬сии, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако¬ном.
2. Государственные пенсии и социальные пособия уста¬навливаются законом.
Статья 37. Право на жилье
1. Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Военнослужащим, иным указанным в законе гражда¬нам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бес¬платно или за доступную плату из государственных, му¬ниципальных и других жилищных фондов в соответст¬вии с установленными законом нормами.
Статья 38. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
1. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, ча¬стной систем здравоохранения, поощряется деятель¬ность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическо¬му и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя¬тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с феде¬ральным законом.
Статья 39. Право на благоприятную окружающую среду
1. Каждый человек имеет право на благоприятную окру¬жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоро¬вью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Каждый человек, проживающий на территории Рос¬сии, обязан сохранять природу и окружающую среду, бе¬режно относиться к природным богатствам.
Статья 40. Право на образование
1. Каждый гражданин России имеет право на образо¬вание.
2. Гражданам России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и средне¬го профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый гражданин России вправе на конкурсной ос¬нове бесплатно получить высшее образование в государ¬ственном или муниципальном образовательном учреж¬дении и на предприятии.
4. Основное общее образование для граждан России обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обес¬печивают получение детьми основного общего обра¬зования.
5. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 41. О свободе творчества и праве на участие в культурной жизни
1. Каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Гражданин России имеет право на пользование учреждениям и культуры и на доступ к культурным ценностям.
3. Гражданин России обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятни¬ки истории и культуры.
Статья 42. Защита прав и свобод
1. Государственная защита прав и свобод гражданина в России гарантируется.
2. Каждый человек вправе защищать свои права и свобо¬ды всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 43. Судебная защита
1. Каждому человеку, находящемуся на территории Рос¬сии, гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов госу¬дарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Статья 44. Гарантии правосудия
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет пра¬во на рассмотрение его дела судом с участием присяж¬ных заседателей в случаях, предусмотренных федераль¬ным законом.
Статья 45. Юридическая помощь
1. Каждому человеку, проживающему на территории России, гарантируется право на получение квалифицирован¬ной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, об¬виняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 46. Презумпция невиновности
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет до¬ казана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуют¬ся в пользу обвиняемого.
Статья 47. Гарантии справедливого наказания
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается ис¬пользование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, ус¬тановленном федеральным законом, а также право про¬сить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 48. Свидетельствование
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кото¬рых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетель¬ские показания.
Статья 49. Права потерпевших
1. Права потерпевших от преступлений и злоупотребле¬ний властью охраняются законом.
2. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к пра¬восудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 50. Возмещение вреда
Каждый человек имеет право на возмещение государст¬вом вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 51. Обратная сила закона
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось право¬ нарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 52. Ограничение прав и свобод
1. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.
2. Права и свободы гражданина России могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционно¬го строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин¬тересов других лиц, обеспечения обороны страны и бе¬зопасности государства.
Статья 53. Ограничение прав и свобод в ситуации чрезвычайного положения
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспече¬ния безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при нали¬чии обстоятельств и в порядке, установленных федераль¬ным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предус¬мотренные статьями 20 (часть 2), 21, 22 (часть 1), 23, 25, 31 (часть 1), 43-48 Конституции Российской Федерации.
Статья 54. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы
1. Каждый человек, трудящийся на территории России, обязан платить законно установленные налоги и сборы.
2. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудша¬ющие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 55. Защита Отечества
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.
2. Гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин России имеет право на замену военной службы альтернативной трудовой службой, порядок несения которой устанавливается федеральным законом.
Статья 56. Гражданская правоспособность
Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 57. Защита и покровительство гражданам России
1. Гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству.
2. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покро¬вительство за ее пределами.
Статья 58. Иностранные граждане
Иностранные граждане и лица без гражданства пользу¬ются в России правами и несут ответственность наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных Кон¬ституцией, федеральными законами или международны¬ми договорами России.
Статья 59. Политическое убежище
1. Россия предоставляет политическое убежище иност¬ранным гражданам и лицам без гражданства в соответст¬вии с признанными ею нормами международного права.
2. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбыва¬ния наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного дого¬вора России.
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Статья 60. Статус и наименование Земель
1. В составе Российской Федерации находятся Земли, перечень которых устанавливается федеральным конституционным законом.
2. Наименование Земли определяется ее уставом, принятым и утверждённым в соответствии с Конституцией России.
3. Статус Земли определяется Конституцией России и Уставом Земли.
Статья 61. Условия изменения федеративного состава России
1. Слияние и разделение Земель, изменение границ Зе¬мель производится на основании федерального консти¬туционного закона.
2. Принятие в состав России нового субъекта федера¬ции, не затрагивающее границ существующих Земель, осуществляется в порядке издания федерального закона.
Статья 62. Столица России
1. Местоположение столицы России и ее статус устанав¬ливается федеральным конституционным законом.
2. Населенные пункты, выполняющие функции столи¬цы России, образуют особый столичный округ. Осо¬бый столичный округ не является субъектом Россий¬ской Федерации или частью Субъекта Российской Фе¬дерации и не имеет представительства в Совете Феде¬рации.
Статья 63. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
В ведении Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции России, приня¬тие и изменение федеральных законов, толкование Кон¬ституции и федеральных законов, контроль за соблюде¬нием Конституции и федеральных законов;
2) определение соответствия уставов и законов Земель Конституции и федеральным законам;
3) вопросы государственного суверенитета, государст¬венной границы, национальной безопасности и оборо¬ны России;
4) государственно-территориальное устройство и со¬став Российской Федерации;
5) сношения с иностранными государствами и межго¬сударственными организациями, заключение с ними до¬говоров и соглашений, дипломатическая и консульская служба, вопросы войны и мира;
6) гражданство России, вопросы эмиграции, иммигра¬ции и репатриации;
7) защита прав российских граждан, находящихся за пределами России;
8) установление системы федеральных органов власти, порядка их устройства и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
9) установление основ федеральной политики и феде¬ральные программы в области политического, экономического, социального, культурного, экологического и на¬ционального развития России;
10) установление правовых основ единого экономиче¬ского пространства; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; единая денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
11) федеральный бюджет, федеральные налоги и сбо¬ры, федеральные займы, федеральные фонды региональ¬ного развития;
12) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, радиоактивные материалы; пути сообщения, транспорт и средства массовых коммуникаций феде¬рального значения;
13) законодательство о недрах;
14) космические программы;
15) оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной тех¬ники и другого военного имущества, ядовитых и нарко¬тических средств, лекарственных препаратов;
16) управление федеральной собственностью;
17) основы политики в области дисциплины и оплаты труда;
18) судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законода¬тельство; амнистия и помилование; гражданское, граж¬данско-процессуальное законодательство; правовое ре¬гулирование интеллектуальной собственности;
19) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, ме¬трическая система и исчисление времени; геодезия и картография, наименования географических объектов; государственный статистический и бухгалтерский учёт;
20) государственные награды и почётные звания России;
21) федеральная государственная служба.
Статья 64. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся:
1) защита человеческого и национального достоинст¬ва граждан России, их прав и свобод;
2) защита семьи, материнства, отцовства и детства;
3) вопросы здравоохранения и социального обес¬печения;
4) обеспечение общественного порядка, местная по¬лиция;
5) разграничение государственной собственности;
6) охрана окружающей среды и обеспечение экологи¬ческой безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
7) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
8) попечение о ветеранах и инвалидах;
9) демографическая политика и внутренние миграции;
10) политика в области распределения трудовых ресурсов;
11) осуществление мер по борьбе с катастрофами, сти¬хийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их по¬следствий;
12) установление общих принципов налогообложения и сборов;
13) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, лесное, водное право;
14) защита исконной среды обитания и традицион¬ного образа жизни малочисленных этнических общ¬ностей;
15) установление основ устройства системы органов власти Земель и местного самоуправления.
Статья 65. Об иерархии законов
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти России, имеющие прямое действие на всей территории России.
2. По предметам совместного ведения Российской Феде¬ рации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты Земель.
3. Федеральные законы не могут противоречить феде¬ральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совме¬стного ведения Федерации и её субъектов, Земли прини¬мают законы и иные нормативные правовые акты.
5. Законы и иные нормативные правовые акты, прини¬маемые Землями, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным за¬коном и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 66. Система органов власти Земли и местного самоуправления
1. Система органов власти Земли устанавливается Зем¬лёй в соответствии с Конституцией России, Уставом Зем¬ли и основами устройства представительных и исполни¬тельных органов власти Земель, установленными феде¬ральным конституционным законом.
2. Система органов местного самоуправления Земли ус¬танавливается Землёй в соответствии с Конституцией России и основами устройства местного самоуправле¬ния, установленными федеральным законом.
3. Единицей местного самоуправления является округ. Несколько смежных округов объединяются в район или город. 4. Районное и окружное деление устанавливается Землёй.
Статья 67. Основные принципы организации власти субъекта федерации
1. Законы Земли принимаются Палатой Депутатов Земли, избираемой на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком от 3 до 5 лет.
2. Исполнительным органом власти Земли является Правительство Земли, ответственное перед Палатой Депутатов Земли.
3. Председатель Правительства Земли избирается Палатой Депутатов Земли абсолютным большинством от общего числа членов Палаты. Состав Правительства Земли предлагается Председателем Правительства Земли и утверждается Палатой Депутатов Земли. Палата Депутатов Земли абсолютным большинством от общего числа её членов выражает недоверие Правительству Земли и отправляет его в отставку.
4. Президент России в соответствии с федеральным конституционным законом вправе распустить Палату Депутатов Земли и назначить новые выборы. В этом случае правительство Земли автоматически уходит в отставку, а президент России обязан назначить и.о. главы Правительства Земли, которому принадлежит исполнительная власть в регионе в переходный период.
Статья 68. Основные принципы конституционного механизма субъекта федерации
1. Устав Земли, изменение Устава считаются принятыми, если за них проголосует не менее 3/5 от общего числа членов Палаты Депутатов Земли. Принятие и изменение Устава Земли могут также вы¬носиться на референдум, проводимый в соответствии с Конституцией, федеральным конституционным законом и Уставом Земли.
2. Устав Земли не должен противоречить Конституции России и федеральным законам.
3. Устав Земли, изменение Устава Земли вступают в си¬лу через 30 дней со дня принятия Палатой Депутатов Земли или референдумом, если за указанный срок Кон¬ституционная палата Верховного Суда России не со¬чтёт Устав противоречащим Конституции России или федеральным законам. В последнем случае Конститу¬ционная палата Верховного Суда направляет в Палату Депутатов Земли предложения по приведению Устава Земли в соответствие с Конституцией и федеральными законами.
4. В случае, если Конституционная палата Верховного Суда России признает изменения, внесённые в Устав Зем¬ли во исполнение п. 4 настоящей статьи, противореча¬щими Конституции России или федеральным законам, Президент России издаёт Указ о роспуске Палаты Депута¬тов Земли и проведении новых выборов не позднее, чем через два месяца после роспуска Палаты.
Статья 69. Единство исполнительной власти
1. В пределах ведения Федерации и полномочий Земель по предметам совместного ведения Федерации и Земель федеральная исполнительная власть и органы исполни¬тельной власти Земель образуют единую систему исполнительной власти России.
2. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать со¬ответствующих должностных лиц.
3. Правительство России обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России.
4. Федеральная исполнительная власть включает право Правительства России отдавать распоряжения прави¬тельствам Земель по вопросам, находящимся в совмест¬ном ведении Федерации и Земель.
5. Федеральная исполнительная власть вправе отдавать исполнительной власти Земель любые распоряжения по вопросам, имеющим значение для национальной безо¬пасности России.
6. В соответствии с федеральным конституционным за¬коном полномочия Правительства Земли могут быть пе¬реданы Правительству России на срок не более одного года. Допускается одновременная передача таких полно¬мочий Правительствами нескольких Земель.
Статья 70. Прямое федеральное правление
1. Президент России вправе принять решение о вве¬дении прямого федерального правления на террито¬рии одного или нескольких субъектов Российской фе¬дерации.
2. Прямое федеральное правление вводится указом Президента России, одобренным Советом Федерации.
3. Основанием для введения прямого федерального правления является неисполнение органами власти субъекта федерации своих конституционных обязан¬ностей, приведшее к угрозе государственному суверенитету, территориальной целостности или национальной безопасности России, жизни, правам и свободам российских граждан, связанное с систематическим на¬рушением Конституции и законов России.
4. Прямое федеральное правление вводится на срок не более одного года. По инициативе Совета Федера¬ции Президент вправе продлить его ещё на один год.
5. Порядок введения и действия прямого федерального правления регулируется федеральным конституцион¬ным законом.
ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ
Статья 71. Президент России
1. Президент России является главой государства. Пре¬зидент России как глава государства осуществляет в Рос¬сии единую верховную власть.
2. Президент России как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
3. Президент России является гарантом Конституции России, прав и свобод гражданина.
4. Президент России ответствен перед гражданами Рос¬сии за сохранение государственного суверенитета Рос¬сии, ее независимости и государственной целостности.
5. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государст¬ва, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
6. Президент России является Верховным Главнокоман¬дующим Вооруженными Силами России. В случае воен¬ной агрессии против России Президент России вводит на территории России или в субъектах России военное положение с незамедлительным сообщением об этом Го¬сударственному Собранию России. В случае возникнове¬ния чрезвычайной ситуации Президент России вводит на всей территории России или в ее отдельных местнос¬тях чрезвычайное положение. Военное и чрезвычайное положение Президент России вводит указом Президента России.
7. Президент России осуществляет руководство внешней политикой России, ведет переговоры от имени российского государства и подписывает международные договоры России, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
8. Президент России:
а) решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование;
г) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил России;
д) присваивает воинские звания;
е) назначает послов, иных дипломатических представи¬телей России в иностранных государствах и междуна¬родных организациях;
ж) назначает и освобождает от должности высших должностных лиц, непосредственно подчиненных президентской власти:
 Министра иностранных дел России
 Министра обороны России
 Министра юстиции России
 Министра государственной безопасности
 Начальника Генерального штаба Вооружённых сил России;
з) формирует и возглавляет Совет Безопасности России, статус которого определяется федеральным законом;
и) назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
к) назначает половину состава судей Верховного суда России; назначает судей других федеральных судов;
л) вносит в порядке законодательной инициативы за¬конопроекты в Государственную Думу;
м) назначает выборы палат Государственного Собра¬ния России;
н) распускает Государственную Думу в соответствии с федеральным конституционным законом;
о) назначает исполняющего обязанности Председа¬теля правительства на период от роспуска Государст¬венной Думы и до начала заседания нового состава Государственной Думы;
п) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
р) подписывает и обнародует федеральные законы;
с) ежегодно направляет Государственному Собранию Послание об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
т) распускает Палаты Депутатов Земель в соответст¬вии с федеральным конституционным законом и на¬значает новые выборы.
9. Президент России избирается на семь лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 40 и не старше 75 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
10. Правом выдвижения кандидата на выборах Прези¬дента России обладают: действующий Президент России, Высший совет национального единства, каждая из Палат Государственного Собрания России, не менее 1/4 Палат Депутатов Земель.
11. В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки или неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности последние переходят к Председателю Высшего совета национального единства. Последний обязан немедленно объявить досрочные выборы, которые проводятся в трехмесячный срок после прекращения исполнения обязанностей Президентом. В этот период Председатель Высшего совета национального единства именуется исполняющим обязанности Президента. Исполняющий обязанности Пре¬зидента не имеет права на роспуск Государственной ду¬мы, роспуск Палат Депутатов Земель и объявление рефе¬рендума.
12. Президент России издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента России не могут противоречить Конституции России и федеральным законам.
13. Президент России обладает неприкосновенностью за исключением случаев, установленных настоящей Конституцией.
14. Президент России может быть отстранен от должности решением Высшего совета национального единства на основании выдвинутого Государственном Собранием России обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Порядок отрешения Президента России от должности определяется федеральным конституционным законом. Решение Высшего совета национального единства об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов.
Статья 72. Высший совет национального единства
1. Высший совет национального единства (далее – Высший Совет) осуществляет блюстительные функции во имя обеспечения преемственности государственной вла¬сти и развития общественно-политической жизни Рос¬сии на основе принципов настоящей Конституции, государственных интересов России и ценностей российской цивилизации.
2. Состав Высшего Совета формируется на 1/3 Всеар¬мейским офицерским собранием, на 1/3 – Русской пра¬вославной церковью и организациями, официально представляющими другие традиционные конфессии России, на 1/3 – Российской Академией наук и государст¬венными университетами. Механизм формирования Высшего Совета и статус организаций, участвующих в его формировании, регулируются федеральным консти¬туционным законом и федеральными законами.
3. Срок полномочий членов Высшего Совета – 6 лет. Каждые два года состав Высшего Совета обновляется на 1/3.
4. Высший Совет избирает своего Председателя абсо¬лютным большинством голосов. Председатель Высше¬го Совета избирается на срок до истечения своих пол¬номочий.
5. К ведению Высшего Совета относится:
 выдвижение кандидата на выборах Президента России;
 отрешение Президента России от должности на осно¬ве выдвинутого Государственным Собранием России об¬винения в государственной измене или совершении ино¬го тяжкого преступления.
6. Высший Совет
 осуществляет контроль за соблюдением свободы слова и уважением общественной нравственности в федеральных средствах массовой информации;
 обеспечивает систему квалификационных экзаменов для высших категорий государственных служащих;
 осуществляет контроль за качеством действующих в России образовательных программ и стандартов;
 выполняет иные функции, отнесенные к его ведению настоящей Конституцией и федеральным конституцион¬ным законом.
7. Для обеспечения своих полномочий Высший Совет формирует постоянно действующие Надзорные ко¬миссии.
8. Высший Совет принимает постановления, обращения и запросы по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей Конституцией и федеральным конституцион¬ным законом.
Статья 73. Государственное Собрание России
1. Государственное Собрание России является предста¬вительным, законодательным и контрольным органом государственной власти России.
2. Государственное Собрание России состоит из двух па¬лат – Совета Федерации и Государственной Думы.
3. Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном го¬лосовании.
4. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Государственная Дума избирается по пропор¬циональной системе. Количество мест в Государственной думе — 450. Участвовать в выборах Государственной Думы могут только политические партии.
5. В Совет Федерации России входят по два представите¬ля от каждой Земли, избранных жителями Земли на осно¬ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проходят на альтерна¬тивной основе. Кандидаты могут быть выдвинуты поли¬тическими партиями, общественными объединениями, организациями и движениями. Срок полномочий членов Совета Федерации равен сроку полномочий Палаты Де¬путатов Земли, от которой они избраны. Выборы членов Совета Федерации от региона и Палаты Депутатов Земли проводятся одновременно.
6. Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно. Заседания палат российского парламента проводятся открыто. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
7. Совместные заседания палат российского парламента проводятся при заслушивании ежегодного Послания Президента России.
8. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату.
9. Для проведения парламентских слушаний, парламентских расследований и парламентского контроля Государственная Дума и Совет Федерации образуют из числа депутатов постоянно действующую парламентскую комиссию Государственного Собрания России.

Статья 74. Компетенция Государственной Думы России
1. Принятие федеральных законов.
2. Избрание Председателя Правительства. Государствен¬ная дума избирает Председателя Правительства на аль¬тернативной основе из числа депутатов Государственной Думы. Для избрания Председателя Правительства требу¬ется абсолютное большинство голосов депутатов ни¬жней палаты парламента. Если Государственная Дума в течение месяца со дня начала заседаний не избрала Председателя Правительства, Президент обязан распус¬тить ее и назначить новые выборы.
3. Избрание заместителя Председателя Правительства по представлению Председателя Правительства.
4. Выражение недоверия Председателю Правительства. Государственная Дума выражает недоверие действующему Председателю Правительства путем избрания его преемника. Для начала процедуры недоверия требуется собрать 1/5 голосов депутатов в поддержку кандидату¬ры нового Председателя Правительства. В случае, если при голосовании кандидат на должность Председателя Правительства получит абсолютное большинство голо¬сов депутатов, прежний Председатель автоматически уходит в отставку. Кандидат, за которого проголосовала Государственная Дума, становится Председателем Пра¬вительства.
5. Принятие парламентского запроса.
6. Принятие постановлений по политическим вопросам.
7. Объявление амнистии.
8. Обсуждение и принятие федерального бюджета.
9. Ратификация и денонсация международных догово¬ров России.
10. Решение вопроса о недоверии Председателю Прави¬тельства России, недоверии Председателю Счетной пала¬ты и ее аудиторам.
11. Выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
Статья 75. Компетенция Совета Федерации России
1. Одобрение или отклонение федеральных законов, принятых Государственной Думой.
2. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.
3. Санкционирование использования Вооруженных Сил России внутри и за пределами территории России.
4. Утверждение режима прямого федерального правле¬ния в субъекте Российской Федерации.
5. Назначение выборов Президента России.
6. Поддержка обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
7. Выражение недоверия федеральным министрам. Недоверие может быть выражено только двумя третями го¬лосов. Лицо, которому выражено недоверие, обязано уйти в отставку и в течение 1 года не имеет права занимать государственных должностей.
8. Назначение на должность половины состава судей Верховного суда России.
9. Назначение на должность и освобождение от должности Заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов
10. Принятие парламентского запроса.
Статья 76. О порядке принятия законов
1. Президент России, депутаты парламента России, Пра¬вительство России обладают правом законодательной инициативы.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Порядок рассмотрения федеральных законов в Госу¬дарственном Собрании России регулируется федераль¬ным конституционным законом.
4. Принятый Государственной Думой и одобренный Со¬ветом Федерации федеральный закон направляется Пре¬зиденту России для подписания и обнародования.
5. Президент России в течение четырнадцати дней обя¬зан подписать федеральный закон и обнародовать его, либо направить в Конституционную палату Верховного суда запрос о его соответствии Конституции России и федеральным законам, либо вынести его на общенарод¬ный референдум.
6. В случае если Конституционная палата Верховного суда сочтет федеральный закон противоречащим Конституции России или федеральным законам, Президент России направляет федеральный закон на доработку в Государственное Собрание России. В случае если Конституционная палата Верховного суда сочтет федеральный закон соответствующим Конституции России и федераль¬ным законам, Президент России обязан в течение четыр¬надцати дней подписать и обнародовать его либо вынес¬ти на общенародный референдум.
7. Решение общенародного референдума о принятии или отклонении федерального закона является оконча¬тельным.
Статья 77. Правительство России
1. Исполнительную власть в России осуществляет Пра¬вительство России.
2. Правительство России состоит из Председателя Пра¬вительства России, Заместителя Председателя Прави¬тельства России и Федеральных Министров.
3. Правительство России:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;
б) обеспечивает исполнение федерального бюджета;
в) осуществляет единую государственную финансовую, налоговую, кредитную и инвестиционную политику;
г) проводит единую государственную политику в сфере науки и образования, промышленного, технологического и экономического развития России, социального раз¬ вития и здравоохранения, обороны и военной стратегии, транспорта, информации и информатизации, национальной безопасности, правового порядка, неприкосновенности собственности и декриминализации общества.
4. Правительство России для обеспечения государственной политики издает Постановления, утверждает структуру, функции, территориальное расположение органов Правительства России, должностные обязанности государственных служащих Правительства России.
5. Председатель Правительства избирается Государственной Думой.
6. Председатель Правительства:
 представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Правительства
 назначает федеральных министров, иных руководителей федеральных служб, кроме назначаемых Президентом. Федеральные министры действуют под руководством Председателя правительства и ему подотчетны.
7. Председатель Правительства уходит в отставку:
а) по собственному желанию;
б) в случае выражения недоверия Государственной Думой;
в) в случае роспуска Государственной Думы Президентом России;
г) в первый день заседаний Государственной думы ново¬ го созыва.
8. Председатель Правительства несет ответственность за деятельность Правительства перед Государственной Думой.
Статья 78. Судебная власть
1. Правосудие в России осуществляется Верховным су¬дом России и нижестоящими судами посредством кон¬ституционного, гражданского, административного и уго¬ловного судопроизводства.
2. Верховный суд России, состоящий из конституцион¬ной, гражданской, административной и уголовной палат, является высшим органом судебной власти в России.
3. Судебная власть распространяется на все дела, решае¬мые по закону и по праву справедливости.
4. В своей профессиональной деятельности все судьи руководствуются Конституцией и федеральными закона¬ ми. Федеральные судьи обеспечивают равенство граждан России перед законом, осуществляют судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, с уча¬стием присяжных заседателей в открытых судебных за¬седаниях.
5. Верховный суд России возглавляет Председатель Вер¬ховного Суда России. Заместителями Председателя Вер¬ховного Суда являются Председатели конституционной, гражданской, административной и уголовной палат Вер¬ховного Суда России.