Наставление в Законе Божьем

НАСТАВЛЕНИЕ В ЗАКОНЕ БОЖИЕМ
Протоиерей Аполлоний Темномеров
НАУЧЕНИЕ МОЛИТВЕ
О молитве и крестном знамении
Молитвою называется обращение человека к Богу. В молитвах мы просим Бога о своих нуждах, благодарим Его за полученные милости и прославляем Его. Кроме Бога, мы обращаемся с молитвами к Божией Матери, святым ангелам и угодникам Божиим.
Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Для этого складываем вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, два остальные, пригибая к ладони, и сложенные таким образом три пальца полагаем на чело, на грудь, на правое плечо и на левое. Крестным знамением мы показываем, что веруем в распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Три пальца, сложенные вместе, означают, что мы веруем в Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, а два пальца, пригнутые к ладони, – что Господь Иисус Христос вместе и Бог, и человек. При осенении себя крестным знамением, мы возлагаем пальцы на чело, чтобы освятить наш ум, на грудь, чтобы освятить сердце, на правое плечо и на левое, чтобы освятить наши телесные силы.
Когда священник благословляет верующих, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс. что означает: Иисус Христос.
Кроме крестного знамения, мы во время молитвы преклоняем голову, становимся на колена, делаем поклоны поясные и земные. Всеми этими действиями мы выражаем свое смирение пред Богом.
Так ли вы складываете пальцы для крестного знамения, как показано на рисунке? Как нужно складывать руки, когда принимаете благословение священника?
Краткие молитвы.
Господи, благослови.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Господи, помилуй.
Боже, милостив буди мне
Буди имя Господне благословенно от ныне и до века.
Молитвы Пресвятой Троице.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Во имя значит: в честь, в славу; аминь – истинно так.
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно.
Серафимская песнь. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.
Господь Саваоф-Господь небесных воинств.
Эту молитву удостоился слышать от серафимов, то есть, высших ангелов, святый пророк Исаия.
Трисвятое. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Эта молитва называется Трисвятым, потому что слово святый повторяется в ней три раза. В ней мы обращаемся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы и просим помиловать нас, то есть, умилосердиться, не наказывать нас за грехи.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Очистить грехи наши значит – очистить нас от грехов. Беззакония – то же, что грехи.
Немощи – это наши слабости, которые препятствуют нам жить свято. Слова: имене Твоего ради значат: для славы Твоего имени.
Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешного (ую), и имиже веси судьбами, спаси мя недостойного (ую) раба (у) Твоего (у) яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Вседержителем мы называем Бога потому, что Он все содержит в Своей власти и всем управляет.
Сын Божий называется Единородным, потому что Он один рожден от Бога Отца.
Имиже веси судьбами значит: какими знаешь способами.
Какие из приведенных молитв можно назвать просительными? Какие благодарственными? Какие хвалебными? Из чего видно, что в молитвах: Святый Боже… и Свят , Свят, Свят… мы обращаемся к Пресвятой Троице?
Молитва Господня.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки веков. Аминь.
Отец наш Небесный! да святится имя Твое; да приидет царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.
Иже еси на небесех – Который находится на небесах, небесный; яко- как, ибо, потому что; насущный- необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня.
Эта молитва называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос.
Отче наш, Иже еси на небесех. Мы называем Бога нашим Отцом, потому что Он любит нас и заботится о нас, как самый добрый отец о своих детях.
Да святится имя Твое. Этими словами мы просим, чтобы Господь помог нам святить, или прославлять Его имя в молитве и нашею доброю жизнию.
Да приидет царствие Твое. Царство Божие там, где любовь, правда и мир. О наступлении такого царства в нашей душе и во всем мире мы и просим Господа.
Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Мы просим, чтобы Господь помог нам исполнять Его волю так же, как ее исполняют на небе святые ангелы, и чтобы все, что с нами в жизни случается, происходило не так, как мы желали бы, а как угодно Богу.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. В этих словах мы просим, чтобы Господь дал нам на нынешний день то, что необходимо для нашего существования, – пищу, одежду, жилище.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Долгами нашими здесь называются наши грехи, а нашими должниками -те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами. Если мы не прощаем своим должникам, то и сами не получим от Господа прощения наших грехов.
И не введи нас во искушение. Искушениями называются такие обстоятельства, при которых нам предстоит опасность впасть в грех. Мы просим, чтобы Господь удалил от нас искушения; если же Ему угодно допустить нас до искушения, то чтобы Он дал нам силы победить его и устоять в добре.
Но избави нас от лукаваго. Мы просим Господа избавить нас от всякого зла и в особенности от диавола, который старается ввести нас в грех и погубить.
Яко Твое есть царство… Этими словами мы прославляем Господа Бога.
К которому Лицу Пресвятой Троицы обращаемся мы в молитве Отче наш? От какого порока предостерегает нас Господь, когда научает просить в молитве только самого необходимого?
Молитвы Господу Иисусу Христу.
Молитва благоразумного разбойника. Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.
Такими словами молился Господу Иисусу Христу один из двух распятых с Ним разбойников. Господь ответил ему: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (ую).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
В этой молитве мы просим, чтобы Господь помиловал нас по молитвам и заступлению Пречистой Его Матери и всех святых.
Огради мя, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани мя от всякого зла. Аминь.
Животворящий крест Господень имеет великую силу: он ограждает нас от всего дурного и от нечистых духов.
Которое Лицо Пресвятой Троицы мы называем Господом Иисусом Христом? Когда Сын Божий стал называться Иисусом Христом?

Молитва Святому Духу.
Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Царь небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и все наполняющий, источник всяких благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, наши души.
Иже везде сый – вездесущий, везде находящийся; сокровище – сокровищница, источник; в ны – в нас; скверна-нечистота, грех.
В этой молитве мы называем Духа Святого:
Царем, потому что Он царствует над всем, что на небе и на земле.
Утешителем, потому что Он подает утешение всем, кто обращается к Нему с молитвою в скорбях и несчастиях.
Духом истины, потому что Он наставляет нас на всякую истину и научает всему доброму.
Вездесущим и все наполняющим, потому что Дух Святый везде находится и все восполняет Своею милостью.
Сокровищницею, или источником всяких благ, потому что от Него исходит всякое благо.
Подателем жизни, потому что Дух Святый дает жизнь всем тварям, особенно же духовную жизнь людям, которых оживляет Своею спасительною благодатию. Мы просим Духа Святаго, чтобы Он пришел и вселился в нас, очистил нас от всякого греха и даровал спасение нашим душам.
Из каких слов видно, что в этой молитве мы обращаемся к Духу Святому? Кто называется духом лжи?
Молитвы Пресвятой Богородице.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Ангельское приветствие. Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Благодатная – исполненная благодати милости Божией; благословенна – возвеличена; в женах – между женами; яко – потому что; Спас – Спаситель.
Эта молитва называется ангельским приветствием Богородице, потому что словами: радуйся, благодатная, Господь с Тобою приветствовал Деву Марию архангел Гавриил, когда явился возвестить Ей о рождении от Нея Спасителя.
Богородицею мы называем Пресвятую Деву Марию потому, что родившийся от Нея Иисус Христос не только человек, но в то же время и Истинный Бог.
Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Отверзи-открой; да – чтобы; бо – потому что.
В этой молитве мы просим Божию Матерь открыть нам двери милосердия Божия, чтобы нам не погибнуть, но избавиться от всяких бед. Спасением рода христианского мы называем Пресвятую Богородицу потому, что Она родила Христа Спасителя и Ея молитвы имеют великую силу для нашего спасения.
Похвальная песнь Пресвятой Богородице. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Яко воистинну – поистине; блажити – ублажат, прославлять; Тя – Тебя; присноблаженную – всегда блаженную; пренепорочную – самую непорочную, чистую; херувимы и серафимы – высшие ангелы; честнейшую херувим – достойную большего почитания, чем херувимы; славнейшую без сравнения серафим – достойную несравненно большего прославления, чем серафимы; без истления – безболезненно; Бог Слово-Сын Божий, Иисус Христос; сущую Богородицу – истинную Богородицу.
Молитвы ангелу хранителю.
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Соблюдение-сохранение; просвети-вразуми.
В этой молитве мы просим ангела хранителя, чтобы он вразумил нас, сохранил от всякого зла, наставил на доброе дело и направил на путь спасения, то есть, помог нам жить так, чтобы мы спаслись.
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякого лукавствия противного ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешного (ую) и недостойного (ую) раба (у), яко да достойна (у) мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.
Покровитель-защитник; елика согреших – в чем я согрешил; во днешний день-в нынешний день, сегодня; от всякого лукавствия – от всякой хитрости; да ни в коем же гресе прогневаю – чтобы мне каким-либо грехом не прогневать; яко да достойна мя покажеши – чтобы ты меня достойным показал.
Мы просим ангела хранителя, чтобы он простил нам все, чем мы его огорчили и оскорбили в течение дня, чтобы он сохранил нас от всяких козней диавола и своими молитвами сделал нас достойными милости Бога, Пресвятой Богородицы и всех святых.
Молитва святому, имя которого мы носим.
Моли Бога о мне, святый (ая) угодниче (ца) Божий (ия) (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому (ой) помощнику (це) и молитвеннику (це) о душе моей.
Каждому из нас дается имя в честь какого-либо святого, который становится нашим небесным покровителем на всю нашу жизнь; он помогает нам в наших нуждах и молится за нас Богу. День памяти этого святого мы называем днем нашего ангела.
Святых мы называем угодниками Божиими, потому что они своею жизнию угодили Богу.
Какого месяца и числа день вашего ангела?
Молитва за отечество.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Достояние – владение; благоверный – истинно верующий, православный; Сопротивныя – противники; жительство-жители, общество людей, государство.
Отечеством мы называем ту страну, в которой родились и живем. В этой молитве мы просим Господа сохранить нас от всех бед и даровать победу над врагами. Под достоянием Божиим и жительством Божиим мы разумеем наше православное отечество-Россию.
Молитвы за живых и умерших.
Спаси, Господи, и помилуй (назвать тех, за кого мы молимся) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (назвать тех, за кого мы молимся) и всех православных христиан, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.
Упокой значит: успокой в царстве небесном. Усопшими, или уснувшими мы называем умерших, потому что они как бы уснули и восстанут при всеобщем воскресении мертвых.
Скажите обе молитвы и назовите в них близких вам лиц-живых и умерших.
Молитва утренняя.
К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время и во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злые вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
На дела Твоя подвизаюся – стремлюсь делать Твои дела; милосердием Твоим – по милосердию Твоему; помози ми- помоги мне; во всякой вещи-во всяком деле; мирская злая вещь – земное несчастие; диавольское поспешение – помощь диавола; бо – потому что; Сотворитель-Творец; всякому благу Промысленник – Попочитель о всем добром; о Тебе же все упование мое – на Тебя вся моя надежда.
Молитва вечерняя.
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла: яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Еже согреших – в чем я согрешил; помышлением- мыслями; безмятежен -спокойный; даруй ми – дай мне; соблюдающа – сохраняющаго.

Молитва пред вкушением пищи.
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения. Очи всех уповают – глаза всех смотрят с надеждою; во благовремении – в надлежащее время, – тогда, когда нужно; животно-живое существо; благоволение-милость.
Пред вкушением пищи читается также молитва Господня: Отче наш… Почему пред вкушением пищи читается молитва Отче наш?. .
Молитва после вкушения пищи.
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небесного Твоего царствия.
Что мы разумеем в этой молитве под земными благами? Почему мы называем пищу, которую вкушаем, Господними, а не нашими благами?
Молитва пред учением.
Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевные наша силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Ниспосли – пошли (с неба); благодать – милость, благодатию называется также невидимая сила Божия; дарствующаго – дающаго; дабы – чтобы.
Пред учением читается также молитва Святому Духу: Царю небесный…
Как должны мы по словам молитвы относиться к преподаваемому нам учению? Можем ли мы надеяться получить от Господа благодать, если будем учиться без усердия и внимания?
Молитва после учения.
Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.
Сподобил еси – удостоил; ведущих нас к познанию блага – ведущих нас к познанию всего доброго и полезного.
После учения читается также молитва: Достойно есть…
Почему в молитве после учения мы просим Господа благословлять наших начальников, родителей и учителей?
Молитва в дни Великого поста (св. Ефрема Сирина).
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу (е) Твоему (ей).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Живота моего – жизни моей; праздность-леность; уныние-печаль; Любоначалие – желание начальствовать; празднословие-пустословие; не даждь ми – не дай мне; смиренномудрие – смирение; ей, Господи – о, Господи! Зрети – видеть.
Тропарь святым Кириллу и Мефодию.
Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Апостолом единонравнии – подобные (по жизни и подвигам) апостолам; богомудрии – мудрые в учении о Боге; языки словенския – славянские народы; единомыслие-согласие.
Тропарем называется церковная песнь, составленная в честь какого-либо святого или в честь праздника.
Святые братья Кирилл и Мефодий проповедовали христианскую веру славянскому народу- моравам, составили для них славянскую азбуку и перевели на славянский язык некоторые священные и богослужебные книги.
Этою азбукой и переводом священных и богослужебных книг воспользовались и мы, русские, когда приняли православную веру.

Символ веры.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшого с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна; И воскресшего в третий день по писанием; И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых; И жизни будущего века. Аминь.
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
1. Сотворение мира невидимого и видимого.
В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю.
Под небом должно разуметь мир невидимый, или ангелов. Ангелы  бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются херувимами, серафимами, архангелами. Все ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших ангелов с некоторыми другими возгордился, перестал повиноваться Богу и сделался злым. Бог лишил непокорных ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией.
Земля, которую сотворил Бог, была сначала не устроена и покрыта тьмою. Потом Бог дал земле устройство в шесть дней.
В первый день Он сказал: «да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сотворил твердь, которую мы называем небом; в третий день отделил воду от земли и повелел земле произрастить деревья и травы. В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды; в пятый–рыб и птиц; в шестой–земных животных и человека. В седьмой день Бог почил от дел Своих, то есть, не творил ничего вновь. Он освятил этот день и назвал его субботою, что значит покой. .
Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божиим, а Бога Промыслителем.
Как мы называем Бога за то, что Он сотворил мир?
2. Сотворение человека и его блаженство в раю.
Бог создал тело первого человека Адама из земли и вдунул в него душу бессмертную и разумную, созданную по образу и по подобию Божию. Бог поселил Адама в раю, то есть, в прекрасном саду, посреди которого были два особенных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа имели силу охранять человека от болезней и смерти, о втором же древе Бог сказал Адаму: «от всякого дерева в раю ты будешь есть, а плодов с древа познания добра и зла не ешь, потому что, если вкусишь от него, умрешь».
Потом, Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял у него ребро и создал ему жену – Еву. Бог благословил первых людей и сказал им: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею». Первые люди блаженствовали в раю. Они не знали ни в чем недостатка, не боялись болезней и смерти и не имели нужды в одежде. Все животные повиновались им. Самое же высшее блаженство Адама и Евы состояло в том, что Сам Бог являлся им и беседовал с ними.
Из чего состоит каждый человек? Что после смерти бывает с душею и с телом человека? Чем паша душа представляет образ Божий? Бог Дух, а душа? Бог вечен, а душа? Бог премудр, а душа?
3. Грехопадение прародителей, наказание за грех и обещание Спасителя.
Блаженству первых людей в раю позавидовал диавол и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Он вошел в змия и, когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростию спросил у нее: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?»–»Нет, ответила Ева, плоды со всех деревьев мы можем есть, только о плодах с дерева познания добра и зла Бог повелел нам: „не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На это диавол сказал: «нет, вы не умрете, но знает Бог, что, если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло». Ева поверила словам диавола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными; она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел.
Как только первые люди нарушили заповедь Божию, им стало стыдно и страшно. Они заметили, что они наги, и сделали себе опоясанья из листьев смоковницы, а когда услышали голос Бога, скрылись между деревьями.
Господь позвал Адама: «Адам, где ты?» Адам ответил: «я услышал голос Твой в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». – «Кто сказал тебе, что ты наг? спросил Бог Адама. Не ел ли ты плодов с дерева, от которого Я запретил есть?» Адамь ответил: «жена, которую Ты мне дал, дала мне плодов, и я ел». Господь обратился к Еве: «что ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».
Тогда Господь определил наказание людям. Еве сказал, что она в ь болезнях будет рождать детей, а Адаму, –что он в поте лица будет добывать хлеб, пока не умрет. Но в то же время Бог и утешил людей обещанием, что Семя жены сотрет главу змия. Это значило, что от жены родится Потомок, Который победит скрывшагося в змие диавола. Затем Бог научил людей приносить жертвы, изгнал их из рая и приставил херувима с пламенным мечем охранять путь к древу жизни.
Грех Адама и Евы перешел на всех их потомков и называется первородным, или прародительским грехом.
В чем заключался грех Адама и Евы? Зачем спрашивал Бог: «Адам, где ты» и «не ел ли ты?. . « 0 каком Потомке жены говорил Бог? Что значит «стереть главу змия?» Кто та жена, от которой родился Победитель диавола? Сравните жизнь первых людей до и после грехопадения.
4. Каин и Авель.
После изгнания из рая у Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву: Каин – плоды земные, а Авель–лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердием и молитвою, а жертвы Каина не принял. После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал его в поле и там убил его.
Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин грубо ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле».
Вместо Авеля, Бог дал Адаму и Еве третьего сына–благочестивого Сифа.
В чем состояло принесение жертвы? Зачем Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?»
5. Всемирный потоп.
Когда род человеческий от Каина и Сифа размножился, люди забыли Бога и стали жить нечестиво. Праведным оставался один только Ной со своим семейством. Бог сказал Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились; Я даю им на исправление сто двадцать лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Ной, по повелению Божию, построил ковчег, то есть, большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами, и взял с собою всех птиц и животных, –чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находящихся с Ноем в ковчеге, потонули. Это называется всемирным потопом.
Чрез сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарате. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего принес благодарственную жертву Богу за спасение. Бог принял жертву Ноя, благословил его и сказал, что больше такого потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу.
Как называем мы Бога за то, что Он не оставляет грешников без наказания? и за то, что Он долго ожидает их покаяния? Какие животные назывались чистыми?
6. Дети Ноя.
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцем и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.
Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, то проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что его потомки будут в рабстве у потомков его братьев, а Сима и Иафета благословил. Симу он предсказал, что в его потомстве сохранится истинная вера, а Иафету, – что его потомки будут многочисленны и примут истинную веру от потомков Сима.
То, что предсказал Ной, в точности исполнилось. От Сима произошел народ еврейский, который сохранял веру в истинного Бога; потомки Иафета (народы, населяющие Европу) приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки же Хама всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.
Благословение отчее утверждает домы чад (Премудр. Иисуса, сына Сирах., 3, 9).
7. Столпотворение вавилонское. Появление идолопоклонства.
После потопа потомки Ноя долго жили вместе и говорили на одном языке. Когда же число людей очень увеличилось, они решили построить город и в нем башню, высотою до небес, чтобы приобрести себе славу. Но Богу неугодно было их намерение. Он смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Тогда они должны были прекратить постройку и разошлись по разным странам. Недостроенный же город стал называться Вавилоном, что значит смешение.
Когда люди разошлись по разным странам, они стали забывать истинного Бога. Вместо Него они стали почитать за богов солнце, луну, звезды, животных; делали изображения этих ложных богов и поклонялись им. Такие изображения называются идолами, а народы, поклоняющиеся им, идолопоклонниками, или язычниками. Скоро почти все люди стали поклоняться идолам; верным истинному Богу оставался только Авраам, живший близ Вавилона.
Почему Богу быдо неугодно намерение людей построить башню до небес?
8. Авраам.
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить в его потомстве истинную веру. Он явился Аврааму и сказал: «выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Авраам повиновался Господу и переселился в землю Ханаанскую. Здесь Господь снова явился ему и сказал: «всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Поэтому земля Ханаанская стала называться Обетованною, то есть, обещанною. Она называется также Палестиною.
Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму. Но это были не простые странники, а Сам Бог и с Ним два ангела. Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы Господь сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но Господь сказал: «зачем Сарра разсмеялась? разве есть что-либо трудное для Бога?»–Предсказание Божие исполнилось. Через год у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто.
Когда Исаак вырос, Бог, чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.