Указ о некоторых актах по вопросам обороны

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СССР О НЕКОТОРЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ОБОРОНЫ,
ПРИНЯТЫХ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

В соответствии со статьей 73 Конституции СССР защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны и руководство Вооруженными Силами СССР подлежат ведению Союза ССР. Аналогичные положения содержит Закон СССР от 26 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации».
Однако некоторые союзные республики, не ожидая договорного урегулирования названных вопросов, принимают законодательные акты о деятельности Вооруженных Сил СССР, противоречащие Конституции СССР и Законам СССР.
Особую тревогу вызывают акты, касающиеся призыва граждан на действительную военную службу. Содержащиеся в них решения о прохождении гражданами республик службы только на территории соответствующей республики, а также меры, фактически поощряющие отказ от военной службы и дезертирство из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних войск и других вооруженных формирований, предусмотренных законодательством СССР, устранение предусмотренной общесоюзным законодательством ответственности за уклонение от воинской службы, по сути, направлены на противодействие исполнению Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности».
В последнее время участились также случаи невыполнения или ненадлежащего исполнения органами власти и управления других обязанностей, возложенных на них законодательством Союза ССР по вопросам обороны страны. Все это отрицательно влияет на комплектование Вооруженных Сил СССР личным составом, ставит под угрозу жизненно важные для Советского государства вопросы его обороноспособности.
Учитывая изложенное, на основании пунктов 1 и 2 статьи 127 Конституции СССР постановляю:
1. В соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР от 24 октября 1990 года «Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР» не имеют юридической силы с момента принятия и не подлежат исполнению государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами положения актов органов государственной власти союзных республик по вопросам обороны, противоречащие действующему законодательству Союза ССР.
2. Совету Министров СССР на основании статьи 134 Конституции СССР рассмотреть вопрос о приостановлении исполнения постановлений и распоряжений Советов Министров союзных республик по вопросам обороны, не соответствующих Конституции СССР и законам СССР.
3. Министерству обороны СССР, Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР вести работу по обеспечению обороноспособности и безопасности Союза ССР, функционированию Вооруженных Сил СССР, внутренних и пограничных войск строго в соответствии с Конституцией СССР, актами Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Президента СССР и Совета Министров СССР.
4. Прокуратуре Союза ССР обеспечить привлечение к ответственности должностных лиц и граждан, уклоняющихся от исполнения законодательства Союза ССР по вопросам обороны страны.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев
Москва, Кремль, 1 декабря 1990 г. Известия, 1990, 2 декабря

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР К ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ ГРУЗИНСКОЙ ССР И ОБЛАСТНОМУ СОВЕТУ ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Уважаемые товарищи!
Президиум Верховного Совета СССР серьезно обеспокоен ситуацией, сложившейся в Грузинской ССР и Юго-Осетинской автономной области.
Как известно, 20 сентября 1990 года сессия областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о провозглашении Юго-Осетинской автономной области Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой в составе СССР. Позднее она была переименована в Юго-Осетинскую Советскую Республику. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР 21 сентября объявил данное решение недействительным и не имеющим юридической силы.
11 декабря сессия избранного Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики постановила переподчинить все государственно-правовые структуры Союзу ССР.
Верховный Совет Грузинской ССР в тот же день принял закон, в соответствии с которым упразднил Юго-Осетинскую автономную область, которая существовала в составе Грузии почти семьдесят лет. Одновременно внесены изменения в Конституцию Грузинской ССР, из текста которой исключены положения, касающиеся области.
Эти действия Верховного Совета Грузинской ССР, хотя они и предприняты в ответ на неконституционное решение автономной области, противоречат Конституции СССР.
В соответствии со статьей 87 Конституции СССР Юго-Осетинская автономная область находится в составе Грузинской ССР. Любое решение об изменении статуса автономных образований, исходя из положений статьи 108 Конституции СССР и Закона СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», подлежит рассмотрению Съездом народных депутатов СССР и только после утверждения Съездом приобретает юридическую силу.
Между тем Верховный Совет Грузинской ССР объявил о вступлении в силу Закона об упразднении области с момента его принятия. Таким образом, грубо нарушен установленный Конституцией СССР и Законом СССР порядок решения вопросов об изменении статуса автономных образований.
Действия, предпринятые как со стороны Юго-Осетинского областного совета народных депутатов, так и Верховного Совета Грузинской ССР, привели к серьезному обострению обстановки в республике.
Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь законом, гуманными чувствами и тревогой за судьбы людей, исходя из жизненных интересов грузинского и осетинского народов, всех народов, проживающих в республике, обращается к Верховному Совету Грузинской ССР и Юго-Осетинскому областному совету народных депутатов с просьбой проявить благоразумие и отменить свои антиконституционные решения.
Президиум Верховного Совета СССР
Правда, 1990, 15 декабря