Описание организации мусульман в России

ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУСУЛЬМАН В РОССИИ
С.Г. РЫБАКОВ. УСТРОЙСТВО И НУЖДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМИ ДЕЛАМИ МУСУЛЬМАН В РОССИИ. ПЕТРОГРАД. 1917.
ЧАСТЬ I. МАГОМЕТАНСКИЕ ОКРУЖНЫЕ ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
Присоединяя к государству земли, населенные мусульманами, русское правительство считало необходимым со времени XVIII столетия прилагать заботы о правильном устройстве мусульманского духовенства, установлении в законе его положения, обязанностей и преимуществ, создании мусульманской иерархии с высшими и низшими духовными лицами и мусульманских духовных управлений.
Русский закон создал мусульманское духовенство как сословие, мулл с правами и обязанностями, установления, чуждые мусульманскому миру, не предусмотренные мусульманским правом (шариатом).
Так, в 1788 году именным указом императрицы Екатерины II от 22 сентября Правительствующему Сенату было учреждено в г. Уфе Оренбургское Духовное Собрание для заведования всеми духовными лицами магометанской веры, находящимися в России, за исключением Таврической губернии, и определен порядок определения мулл и прочих духовных лиц названной веры.
В 1831 году именным указом от 23 декабря, ввиду необходимости дать намеченному еще в 1794 г. Таврическому Духовному Правлению устройство и определить с точностью правила производства духовных дел магометан, обитающих в губерниях Таврической и некоторых западных, издано положение о Таврическом магометанском духовенстве и подлежащих ведению его делах.
Учреждение названных установлений было вызвано политическими соображениями, о которых было упомянуто в манифесте императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 г. по поводу присоединения Крыма к России.
В этом манифесте выражено было обещание «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».
В этих видах издавна существовавшие звания Оренбургского и Таврического муфтиев сохранены и на будущее время и учреждены вышеупомянутые установления.
В 1872 г. Высочайше утверждено положение об управлении духовными делами мусульман Закавказья и учреждены были Закавказское Магометанское Духовное Правление шиитского учения и Закавказское Магометанское Духовное Правление суннитского учения. Духовным лицам были даны большие преимущества и значение в полном смысле органов управления. Они образовали из себя магометанское духовенство как сословие, с особыми преимуществами и обязанностями. Идея регламентации духовного быта мусульман в законе, правильного устройства мусульманского духовенства получила в названном положении наибольшее развитие.
В настоящее время в Империи существуют те же четыре окружные мусульманские духовные управления.
А. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание.
Несмотря на широту редакции ст. 1344 Св. Зак. 1896 г. т. XI, ч. 1., предоставляющей Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию заведование мусульманским духовенством на пространстве всего государства, за исключением округа Таврического Магометанского Духовного Правления, Закавказья, Западной Сибири в отношении иноземцев, Собрание на практике не заведует мусульманами Северного Кавказа: в Кубанской и Терской областях и Ставропольской губернии, киргизами степных областей и мусульманами Туркестанского края.
Обстоятельства таких изъятий из круга ведения Оренбургского Духовного Собрания заслуживают выяснения в интересах пересмотра законоположений о мусульманах.
По вопросу о том, каким образом произошло то явление, что местности Северного Кавказа, подведомственные названному Собранию, на практике оставались вне ведения последнего, существует несколько мнений.
По суждению Комитета Министров, магометанские приходы на Северном Кавказе и в Средней Азии не состоят в ведении Оренбургского Духовного Собрания как присоединенные к Российской Империи после издания закона, определяющего территориальные пределы ведомства сего Собрания, и за отсутствием нового закона, устанавливающего подведомственность этих приходов этому учреждению.
Государственный Совет, рассмотрев в 1894 г. представление Военного Министерства об устройстве управления мусульманского духовенства на Северном Кавказе, определил, что хотя по действующим законоположениям духовные дела мусульман названного края подчинены Оренбургскому Духовному Собранию, но последнее из-за обширности подведомственной ему территории не проявляет своего влияния в отношении Терской и Кубанской областей и Ставропольской губернии.
Исторически вопрос, почему духовные дела мусульман Кубанской и Терской областей и Ставропольской губернии остаются вне ведения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, получает следующее освещение.
Еще ранее учреждения Оренбургского Духовного Собрания императрица Екатерина II именным указом Правительствующему Сенату от 5 мая 1785 г. (П.С.З. № 16193) учредила Кавказское Наместничество из двух областей: Кавказской и Астраханской. В состав этих областей входили нынешние Кубанская и Терская области, и Ставропольская губерния.
После того в 1788 г. был издан высочайший указ об учреждении в Уфе Духовного Собрания магометанского закона и о передаче в ведомство его духовных чинов того закона во всех губерниях, кроме Таврической области.
Таким образом, названные местности Северного Кавказа, несомненно, были поставлены в отношении духовных дел мусульман в подчинение Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию.
По букве закона такое подчинение Северного Кавказа существует и до настоящего времени.
Но названное Собрание воздерживается от управления духовными делами мусульман Северного Кавказа, ссылаясь на то, что последние до сих пор не были переданы в его ведение. Отношение Собрания к этому вопросу оказывается двойственным, так как по единичным случаям оно принимало к своему рассмотрению дела мусульман названного края.
Вместе с тем, Министерство внутренних дел в своих разъяснениях по данному вопросу склонялось в пользу положения о не подведомственности названных местностей Оренбургскому Духовному Собранию.
История этого вопроса сводится к следующему.
По нескольким отдельным случаям, которые были на рассмотрении Министерства внутренних дел в период с 1898 по 1907 гг., Оренбургское Духовное Собрание высказывало точку зрения, что Терская и Кубанская области не входят в округ этого Собрания и что духовные дела кочующих народов Ставропольской губернии не переданы в ведение Собрания, а правила, относящиеся к этому Собранию, на означенные народы не распространены.
Вместе с тем, Собрание просило разъяснения, в праве ли оно давать заключения по делам, касающимся мусульман Северного Кавказа, но рассмотренным уже в Закавказском Суннитском Духовном Правлении, или когда требование о доставлении заключения исходит не от частного лица, а от правительственного учреждения.
В некоторых случаях Собрание даже отказывалось рассматривать дела мусульман Северного Кавказа, хотя были и обратные случаи, когда Собрание рассматривало дела названных мусульман и его решения признавались как заинтересованными лицами, так и местной властью.
Не возражая против точки зрения Собрания о не подведомственности ему мусульман Северного Кавказа, Министерство внутренних дел разъясняло Собранию, что разрешение общих шариатских вопросов по делам, не производящимся в Оренбургском Духовном Собрании, и по просьбам частных лиц, не проживающих в подведомственных ему приходах, не относится к обязанностям означенного учреждения, но по требованиям правительственных мест Духовное Собрание может, если оно признает возможным, дать надлежащее разъяснение или заключение, основанное на шариате.
Вместе с тем, Министерство по отдельным делам мусульман Северного Кавказа делало предложения Собранию, или рассмотреть дела в качестве третейского судьи, или дать заключение для преподнесения его руководству местных властей при разрешении однородных дел в связи с тем, что в местностях Северного Кавказа нет мусульманских духовных учреждений.
Из ведения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания также изъяты киргизы (то есть казахи – Д.А.) Оренбургского и Сибирского ведомств на основании Высочайше утвержденного 21 октября 1868 г. Временного Положения об управлении степными областями. До того времени киргизы по делам духовным находились в ведении Оренбургского Духовного Собрания.
По положению 1868 г. заведование названными делами киргизов предоставлено местным муллам с подчинением их общему гражданскому управлению и Министерству внутренних дел.
Изъятие это допущено в политических целях для ослабления мусульманской пропаганды в степи, воспрепятствования усилению среди киргизов мусульманства, поэтому брачные и семейные дела киргизов были изъяты из ведения магометанского духовенства и подчинены народному суду. Звание указных мулл в степных областях было отменено.
Не подчинены также Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию мусульмане Туркестанского края в силу того, что названный край присоединен к России позже учреждения Оренбургского Духовного Собрания, и не был издан закон о подчинении мусульман края этому Собранию.
Что касается духовных дел мусульман Средней Азии, то в Положении об управлении областями Туркестанского края 1867 г. не установлено никаких правил по вопросу об управлении названными делами.
Б. Таврическое Магометанское Духовное Правление.
Права, обязанности и круг ведения названного Правления во многом совпадают с обязанностями Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.
Духовенство округа Таврического Магометанского Духовного Правления, также как и Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, имеет право рассматривать и решать всякие духовные дела магометан, а также некоторые гражданские дела: о частной собственности, дела по завещаниям или о разделах наследств, неповиновении детей и о нарушении супружеской верности, и ведет метрические книги.
Высшее управление духовными делами мусульман является, как и в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, коллегиальным. Местное заведование названными делами – единоличное (кадии и муллы в округе Таврического Духовного Правления, муллы – в округе Оренбургского Духовного Собрания).
Лица высшего магометанского духовенства назначаются правительственной властью, а приходские муллы избираются приходскими обществами и утверждаются в округах Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и Таврического Духовного Правления Губернскими Правлениями.
В. Закавказские магометанские духовные правления шиитского и суннитского учений.
На тех же основаниям, что и Туркестанский край, не было подчинено существующим духовным управлениям и Закавказье, т.е. как край, присоединенный к Империи впоследствии.
Управление мусульманами Закавказья в духовном отношении организовано согласно особым Положениям 1872 г.
Устройство и регламентация общественного положения мусульманского духовенства в Закавказье были признаны необходимыми по следующим соображениям, как высказывался Кавказский Наместник.
Принимая меры для устройства всех классов населения во вновь присоединенном Закавказском крае, правительство не могло не обратить заботливости своей и на духовенство, столь многочисленное в мусульманском мире и занимающее важное место в духовной и гражданской жизни мусульман. Предоставив этому духовенству законом право рассмотрения даже некоторых гражданских дел – семейных и наследственных дел по правилам шариата, и сообщив тем самым ему влиятельное положение, правительство приняло на себя обязанность дать мусульманскому духовенству такое устройство, которое обеспечило бы как правильную организацию и отношения между собой разных степеней мусульманской духовной иерархии, так и нравственную состоятельность и благонадежность каждого из ее членов, так как в среде мусульманского духовенства постоянно имели место, ускользая от правильного надзора, личности, поддерживавшие и разжигавшие в массе дух неповиновения, вторгавшиеся в духовное управление народом.
Путем устройства мусульманского духовенства в Закавказском крае надеялись достигнуть следующих целей:
а) обеспечить за правительством средство надзора и контроля над действиями лиц, которых их религиозные убеждения часто ставят во враждебные к нему отношения;
б) противодействовать укреплению корпоративного духа в среде сословия, ищущего в такой связи членов своей силы и своего влияния;
в) воспрепятствовать вторжению в пределы наши из Персии и Турции чужеземных духовных лиц, особенно фанатически против нас расположенных;
г) ограничить, по возможности, круг действий духовенства в среде мусульманского населения, не посягая при этом на его религиозные убеждения;
д) поставить влиятельную часть духовенства в непосредственную зависимость от правительства, вернейшим способом к чему служит связать его материальные интересы со служением правительству;
е) создать, насколько возможно, надзор за духовными учреждениями;
ж) принять меры для приведения в известность разных видов духовных имуществ, которые, ускользая от контроля, направляются не в малой мере для поддержания духовенства заграничного.
Государственный Совет, обсуждая в 1872 г. проекты положений об управлении Закавказского мусульманского духовенства, находил, что необходимо дать упомянутому духовенству такое устройство, которое могло бы внушить местным жителям убеждение, что правительство не имеет в виду посягать на их религиозные верования, предоставить власти возможность надзора за духовными лицами, а также поставило бы последних, путем предоставления разных преимуществ, в зависимость от правительства. Мусульмане, составляя во многих местностях Закавказья почти сплошное население, находятся в постоянных сношениях с чужеземным духовенством, враждебным ко всему русскому. Для предотвращения вредных последствий этого, Государственный Совет считает необходимым образовать в собственных наших пределах правильную мусульманскую иерархию, члены которой, избираясь правительством или под непосредственным его надзором, находили бы материальную выгоду в содействии его целям.
Однако обсуждаемые проекты положений Государственный Совет считал пригодными лишь для Закавказского края, так как другие местности как по положению своему вдали от мусульманских держав, так и по этнографическим и другим условиям имеют весьма мало общего с Закавказским краем.
Положения об управлении Закавказского мусульманского духовенства шиитского и суннитского учений Высочайше утверждены 5 апреля 1872 г. и в настоящее время составляют статьи 1443-1672 Устава Духовных Дел Иностранных Исповеданий. Этими положениями предусмотрено содержание от казны Духовных Правлений, Губернских Меджлисов, казиев и пр., на что положена по штатам к ежегодному отпуску сумма в размере 37 880 руб.
Положение «Об управлении Закавказского мусульманского духовенства» в значительной степени разнится от Положений, действующих в других местностях с мусульманским населением. В округах Таврического Магометанского Духовного Правления и Оренбургского Магометанского Духовного Собрания дела мусульман ведаются духовными управлениями и муллами в высшей инстанции, коллегиальное начало проведено лишь относительно высших управлений, а в дальнейшем установлено единоличное заведование делами мусульман в лице мулл.
Закавказское Положение, представляя стройную систему управления духовными делами мусульман, коллегиальное начало проводит не только относительно высших управлений, но и в. Согласно этому Положению, заведование духовными делами мусульман принадлежит на первой инстанции на местах единоличным казиям и муллам, затем средним и высшим коллегиальным учреждениям: Губернским Меджлисам и Духовным Правлениям. Обязанности между этими установлениями распределяются также в определенном порядке. Муллы (мечетское духовенство) исполняют религиозные обязанности, заведуют мечетями и школами, ведут метрические книги, списки мусульман, доставляют казням сведения о мечетях и школах, новорожденных, умерших, браках и т.п.
Казии наблюдают за мечетским духовенством и разбирают брачные дела и споры о наследствах между мусульманами.
Губернские Меджлисы (из 3-х членов) ведут:
1) дела, относящиеся к богослужению,
2) дела о проступках духовенства, относящихся к вере,
3) жалобы на решения казиев,
4) дела по проступкам мусульман духовного характера,
5) дела, предлагаемые губернатором,
6) дела по заведованию школами, медресе и мектебами,
7) производство испытаний на духовное звание,
8) дела по управлению приходскими (мечетскими) имуществами и т.п.
Духовные Правления ведут:
1) рассмотрение жалоб на постановления Губернских Меджлисов,
2) наблюдение за предоставлением казиями сведений о мечетях, школах и пр.,
3) составление годовых списков или отчетов,
4) составление проектов программ для школ и т.п.,
5) производство испытаний духовным лицам,
6) рассмотрение вообще всех дел, передаваемых начальством на обсуждение Духовных Правлений.
Наряду с такой систематической подчиненностью одного установления другому, в рассматриваемом Положении находим подробную регламентацию деятельности этих установлений, а наряду с обязанностями – перечисление довольно широких преимуществ мусульманских духовных лиц. Они и их дети освобождены от платежа казенных повинностей; дети лиц высшего духовенства, прослуживших 20 лет, пользуются правами детей личных дворян и личных почетных граждан. В случае командировок, духовные лица имеют право на прогонные деньги от казны; в воздаяние усердия и благонамеренности могут быть удостоены высочайших наград.
По Закавказскому Положению мусульманские духовные лица пользуются наибольшей привилегированностью.
Между прочим, по специальному вопросу о применимости Закавказского Положения к управлению мусульманами восточной России был запрошен Уфимский губернатор Ушаков1. Последний в особой записке (1872 г.) высказал некоторые суждения о Закавказском Положении, которые сводятся к следующему. Он находил, что в этом Положении еще более, чем в положении об Оренбургском Магометанском Духовном Собрании, развита система централизации магометанских духовных дел, так как Духовное Правление поставлено во главе целого ряда подчиненных ему духовных учреждений, Меджлисов и казиев.
Закавказское Положение сообщает магометанскому духовенству характер стройной организации, регламентирует порядок ведения его духовных дел и дает более или менее правильное устройство религиозному быту мусульман, упрочивая положение духовенства и обеспечивая устойчивость религиозных форм магометанского мира. «Без сомнения, этот последний результат лежит вне цели и интересов правительства», – высказывался автор записки.
Это Положение привело к образованию мусульманского духовенства как особого разряда лиц, как сословия, которому предоставлены преимущества и прочное положение в религиозном и государственном значении.
Между тем, по мнению Главного Управления Кавказского Наместника, предоставление прав и преимуществ официальному Закавказскому мусульманскому духовенству было сделано с другой целью – противодействовать размножению духовных лиц и образованию из них особого сословия. Таким образом, практика применения Положения дала результаты, обратные первоначально намеченной цели.
ЧАСТЬ II. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМИ ДЕЛАМИ МУСУЛЬМАН В ОБЛАСТЯХ, НЕПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МАГОМЕТАНСКИМ ДУХОВНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ.
Кубанская и Терская области.
По данным обследования, произведенного Министерством внутренних дел в 1912 году, органами для удовлетворения религиозных потребностей мусульманского населения Кубанской и Терской областей и осуществления вытекающих из них административно-судебных функций являются муллы старшие (эфендии) и младшие, кадии и горские словесные суды.2
Число мулл не ограничено, но на практике, по мере возможности, соблюдается ст. 1582 Устава об управлении Закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения.
Мечети сооружаются по правилам Строительного Устава и разделяются на главные (соборные) и квартальные (пятивременные).
Муллы избираются общественными приговорами: для соборных мечетей – аульных сходов, а для квартальных – приговорами квартальных сходов, после сдачи экзамена при горском словесном суде по правилам мусульманского закона по программе, учрежденной Наместником на Кавказе3 в 1876 году, или по предоставлении ими удостоверения о сдаче такового экзамена при Закавказском Суннитском Духовном Правлении. Только после этого они утверждаются в должностях начальником области.
Кадии – числом четыре – избираются и утверждаются на основании общих, изданных Наместником на Кавказе в 1908 г. правил.
В обязанности мулл входит удовлетворение духовных потребностей населения и ведение метрических книг под наблюдением кадиев старшими муллами (эфендиями.)
На кадиях лежит общее наблюдение за духовенством, мечетями и мечетскими школами и поверка метрических книг. Кроме того, кадий как непременный член горского словесного суда единолично или при участии приглашенного им особо уважаемого населением и ученого муллы решает брачные дела и проводит экзамен кандидатов на духовные должности.
Горский словесный суд в присутствии своем рассматривает и решает по шариату дела наследственные и опекунские и выдает метрические свидетельства.
В случаях обжалования заинтересованными лицами решений кадия или горских судов по религиозным вопросам, означенные жалобы сообщаются Начальниками областей на заключение Оренбургского Духовного Собрания или по преимуществу Закавказского Суннитского Духовного Правления. После получения такового заключения, Начальником области выносится окончательное решение.
Метрические книги изготавливаются по формам, утвержденным Главным Кавказским Начальством для закавказских мусульман, и в двух экземплярах рассылаются старшим муллам (эфендиям).
Ведутся книги на арабском языке с обязательным, засвидетельствованным аульным старшиной переводом на русский язык.
По окончании года оба экземпляра книг препровождаются в горский словесный суд. После засвидетельствования их кадием, один экземпляр возвращается мулле, а другой – хранится в архиве суда.
С разрешения Начальника области открываются вероучительные школы – мектебе и медресе.
Согласно данным исследования, изложенная система заведования духовными делами мусульман, установленная практикой, по удостоверению местной военно-административной власти является в общем удовлетворительной. Желательно только оформить в законодательном порядке ведомственную подчиненность этих горцев одному из существующих в государстве мусульманских духовных учреждений.
Исследование также отмечает недостатки постановки метрического дела в названных областях.
Ставропольская губерния.
По данным исследования, мусульмане губернии состоят в ведении Главного Приставства кочующих инородцев Ставропольской губернии, и в административном отношении разделяются на два приставства: Туркменское и Караногайское или Акачунакское.
Духовные интересы мусульман губернии обслуживаются муллами и кадиями.
Число мулл не ограничено, достигает 150 человек (1912 г.). Избираются муллы общественными приговорами аульных обществ. После проверки знания правил веры кадием, они получают особое удостоверение, на основании которого или по соответственным удостоверениям от Закавказского Суннитского Духовного Правления или Оренбургского Магометанского Духовного Собрания утверждаются Ставропольским Губернским Правлением согласно ст. 379 Положения об инородцах.
Число кадиев издавна установлено обычаем: один кадий для Туркменского и три кадия для Караногайского народа. Кадии избираются народным собранием из числа как духовных, так и светских лиц и, не подвергаясь особому испытанию, утверждаются Губернатором.
Каждой должности кадия соответствует должность кадия наиба, то есть кандидата в кадии, избираемого и утверждаемого в том же порядке, как и кадий.
Мечети сооружаются на основании Строительного Устава.
В ведении мулл сосредоточиваются в первой инстанции брачные дела, наследственные и опекунские дела, разрешаемые по шариату, а кроме того, в пределах Туркменского приставства ведение метрических записей.
Кадий представляет собой вторую инстанцию в области шариатских дел, причем жалобы на решения мулл поступают к нему или непосредственно от заинтересованных лиц, или через инородческое управление.
На решение кадия допускается обжалование Губернатору, который передает дело на заключение Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, Закавказского Суннитского Правления или Ставропольского городского муллы. После получения заключения, он постановляет окончательное решение.
Особых правил или инструкций для делопроизводства мулл и кадиев не имеется. Брачные и судебные дела решаются словесно, отношения же с правительственными властями происходят без соблюдения канцелярских форм, причем местные инородческие власти пишут кадиям на русском языке с переводом на казанское наречие, кадии же пишут бумаги на одном татарском языке.
Муллы за должностные проступки подвергаются дисциплинарным взысканиям со стороны губернского начальства непосредственно или через кадиев. Последние ответственны исключительно перед Губернатором.
Метрических книг в Ставропольской губернии для мусульман не установлено, но с 1900 года в качестве эксперимента в Туркменском приставстве на мулл возложена обязанность ведения метрических книг на татарском языке казанского наречия. Метрические свидетельства не выдаются.
Особняком от выборных мулл для кочевого населения стоит городской мулла г. Ставрополя, обслуживающий духовные нужды проживающих в городе оседлых мусульман. Утверждается он в должности Ставропольским Губернатором по согласованию с Оренбургским Магометанским Духовным Собранием. Он ведет метрические книги, присылаемые ему из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, на казанском татарском наречии. По истечение года представляет книги в Оренбургское Духовное Собрание; метрические свидетельства выдает за своей подписью.
Изложенное показывает, что управление духовным бытом мусульман Ставропольской губернии крайне примитивно и находится почти вне надзора правительственной власти, а также содействует в известной степени связи местных мусульманских народностей с заволжским татарским миром вследствие участия в их духовных делах Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. При этом условии возможна татаризация местных мусульманских народностей. Но местные племена также очень восприимчивы и к русской культуре.
Степные области по положению от 25 марта 1891 года.
Как было выше упомянуто, киргизы степных областей Западной Сибири и Оренбургского края Временным Положением 1868 года были изъяты по делам духовным из ведения Оренбургского магометанского духовного собрания и подчинены общему гражданскому управлению, а через него Министерству Внутренних Дел для противодействия укреплению ислама среди киргизов.
В настоящее время, с введением в действие Высочайше утвержденного 25 марта 1891 года Степного Положения, порядок управления духовными делами киргизов представляется таким образом.
Местное заведование духовными делами предоставлено муллам, избираемым из среды инородцев по приговорам обществ, причем утверждение, а также устранение избранного лица от этого звания принадлежит губернатору.
Число мулл ограничено – по одному в волости. Официальные муллы установлены по тем соображениям, что надзор за деятельностью духовных лиц, признанных в этом звании правительством и потому действующих открыто, удобнее, чем за лицами, действующими тайно, под защитой тех, кто обращается к ним.
Избрание в каждой волости муллы не обязательно; не исключается отправление религиозных обрядов и треб лицами, непризнанными официально духовными. Обязанности мулл не определены и им не придано значения органов управления. Поэтому на мулл не возложено ведение метрических записей.
Муллы устранены от рассмотрения брачных и семейных дел, чтобы дела не получали разрешения по шариату и не упрочивался ислам в степных областях. Признано было даже необходимым установить правило об ответственности мулл за вмешательство в названные дела, как за самовольное присвоение власти. Брачные и семейные дела предоставлены ведению народного суда. Муллы подлежат платежу податей и другим повинностям наравне с киргизами.
Возведение мечетей допускается только с разрешения высшей административной власти. Раньше административной практикой разрешалось строить не более одной мечети на волость для противодействий развитию мусульманства среди киргизов.
После издания Высочайшего указа от 17 апреля 1905 года о свободе исповеданий, Министерство Внутренних Дел стало разрешать построение мечетей и сверх указанной нормы.
Мечети и школы при них содержатся за счет обществ без какого-либо пособия от казны, причем воспрещается принуждать к участию в сборах на этот предмет лиц, не изъявивших на то согласия.
Внутренняя Букеевская Орда, Астраханская губерния
Без всякого устройства в законе остается духовный быт киргизов Внутренней Букеевской орды, Астраханской губернии. Но вопрос о таковом устройстве возбуждался еще в 1873 году, когда Высочайше учрежденной Комиссией были выработаны основания устройства Внутренней орды, не получившие, однако, утверждения.
В 1887 году в Земском Отделе на основании работ местных комиссий в г. Астрахани был выработан проект Положения по управлению тремя киргизскими уездами Астраханской губернии (Букеевской ордой), но он также еще не получил движения в законодательном порядке.
Туркестанский край по Положению 1867 года и ныне действующему Положению 1886 г.
Образованный в 1866 году по Высочайшему повелению Особый Комитет по устройству Туркестанского края предложил организовать особое военно-народное управление, приняв за основание нераздельность военной и гражданской власти и предоставив ближайшее внутреннее управление туземным населением по всем делам, не имеющим политического характера, выборным из среды самого народа, применяясь к его нравам и обычаям.
Так, было учреждено Туркестанское Генерал-губернаторство в составе Семиреченской и Сырдарьинской областей, и составлено Положение об управлении Туркестанским краем согласно Высочайше утвержденному 11 июля 1867 года Журналу Комитета Министров.
На начале невмешательства определен вопрос о духовных делах мусульман края.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Rambler's Top100