Приказ о решении Коллегии КГБ, 1977 г.

Совершенно секретно

ПРИКАЗ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
ЗА 1977 ГОД
_________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 0180 Объявляется решение Коллегии КГБ при СМ СССР от 4 марта 1977 года
_________________________________________________________________________________________
№ 0180 4 апреля 1977 г. г. Москва
Объявляется для руководства и исполнения решение Коллегии Комитета госбезопасности от 4 марта 1977 года «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия в работе оперативных и следственных подразделений органов государственной безопасности».
С приказом и решением Коллегии ознакомить оперативных и следственных работников подразделений центрального аппарата КГБ при Совете Министров СССР, органов КГБ на местах и руководящий состав разведаппаратов погранвойск.

Председатель Комитета государственной безопасности
при Совете Министров СССР
АНДРОПОВ
СЕКРЕТНО
Приложение
к приказу КГБ при СМ СССР
№ 0180 от 4 апреля 1977 года

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР ОТ 4 МАРТА 1977 ГОДА
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ ОПЕРАТИВНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обсудив вопрос «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия в работе оперативных и следственных подразделений органов государственной безопасности», Коллегия отмечает, что успешное выполнение задач, поставленных XXV съездом КПСС по обеспечению безопасности нашей Родины, установок майского (1975 г.) совещания руководящего состава органов и войск КГБ возможно при активных, умело организованных усилиях всех подразделений, комплексном использовании оперативных сил и средств, при творческом их применении.
Одним из факторов, определяющих успех в деятельности органов КГБ по выявлению, предупреждению и пресечению подрывных акций спецслужб, идеологических центров противника и враждебных элементов, является слаженная работа оперативных и следственных подразделений, их тесное взаимодействие.
В последние годы взаимодействие оперативных и следственных подразделений значительно улучшилось, что положительно сказалось на качестве проводимых оперативных мероприятий и предварительного следствия. На высоком профессиональном уровне осуществлена разработка и расследование ряда дел, имевших важное политическое и оперативное значение.
Вместе с тем в современных условиях взаимодействие оперативных и следственных подразделении еще не отвечает предъявляемым требованиям. В ходе разработки враждебных элементов и проведении следствия допускаются ошибки и упущения при легализации и использовании оперативных материалов, выводе из разработки агентуры и зашифровке применяемых оперативно-технических средств; при документировании преступных проявлений мало используются возможности криминалистики.
После возбуждения уголовный дел следственные и оперативные подразделения не всегда активно и целенаправленно организуют совместную работу по глубокому исследованию преступной деятельности обвиняемых и выявлению их связей. Все это отрицательно сказывается на полноте и сроках расследования, снижает воспитательное воздействие предварительного и судебного следствия, а в ряде случаев не способствует решению контрразведывательных задач.
В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов КГБ, повышения уровня их работы

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Руководителям органов КГБ на местах, начальникам Второго главного, Третьего, Пятого управлений, ГУПВ и Следственного отдела КГБ при Совете Министров СССР:
– принять меры к устранению недостатков в организации взаимодействия оперативных и следственных подразделений и его дальнейшему совершенствованию. Всестороннее и четкое взаимодействие этих подразделений рассматривать как одно из важных условий своевременного предотвращения и пресечения особо опасных и иных государственных преступлений при строгом соблюдении социалистической законности и прав граждан, гарантированных Конституцией СССР.
Состояние взаимодействия обсуждать соответственно на коллегиях, советах и оперативных совещаниях:
– при организации взаимодействия оперативных и следственных подразделении учитывать необходимость строгого разграничения их функциональных обязанностей.
2. Руководителям оперативных и следственных подразделений на основе тесного делового сотрудничества оперативных работников и следователей обеспечить глубокую разработку лиц, проходящих по делам оперативного учета, и высокое качество предварительного следствия.
Оперативным подразделениям в процессе изучения разрабатываемых и проверяемых, выявления их преступной деятельности и связей шире использовать помощь следственных подразделений. В этих целях:
– по делам оперативного учета, по которым получены достоверные оперативные данные о преступных проявлениях лиц, проходящих по этим делам, следственным подразделениям оказывать оперативным подразделениям помощь в решении правовых вопросов при документировании, легализации материалов, а также в применении криминалистических средств;
– при решении вопросов об окончании ведения дел оперативного учета совместно с работниками следственных подразделений анализировать и оценивать добытые материалы; работникам следственных подразделений давать в случае необходимости рекомендации о проведении дополнительных мероприятий, высказывать мнения о способах реализации дел, наличии оснований для привлечения разрабатываемых к уголовной ответственности;
– реализацию дел оперативного учета путем возбуждения уголовных дел оперативным и следственным подразделениям производить по совместным планам, в которых предусматривать меры по зашифровке агентуры, использованию в интересах следствия оперативной информации, сроки и порядок производства неотложных следственных действий; обращать особое внимание на координацию действий при проведении захватов с поличным, арестов и обысков.
Вопрос о передаче соответствующих материалов органам прокуратуры и МВД для возбуждения уголовных дел о преступлениях, не относящихся к компетенции органов КГБ, предварительно согласовывать со следственными подразделениями:
– по наиболее сложным делам, намеченным к реализации, оперативным работникам составлять обзорные справки с кратким изложением фактов преступных проявлений разрабатываемых источников оперативной информации об этих фактов, а также характерных особенностей личности, наклонностей и интересов разрабатываемых, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
3. В ходе расследования уголовных дел следователям при активной помощи оперативных работников всесторонне исследователь преступную деятельность обвиняемых, выявлять их сообщников, причины и условия, способствующие совершенствованию преступлений. В этих целях:
– использовать в интересах полноты и объективности расследования дел весь комплекс находящихся на вооружении органов КГБ сил и средств; оперативно-разыскные мероприятия по уголовным делам, проводимые оперативными подразделениями по поручению или с ведома следственных подразделений, разрабатывать, как правило, совместно;
– при расследовании дел о шпионаже, диверсии, терроре и сложных дел о других особо опасных государственных преступлениях выделять на период следствия оперативных работников, на которых возлагать организацию и проведение во взаимодействии со следователями необходимых оперативно-розыскных мероприятий;
– следственным подразделениям своевременно информировать оперативных работников об установленных в ходе следствия обстоятельствах, которые не были вскрыты в процессе разработки, и нуждаются в проверке оперативным путем; о выявленных фактах неправильного поведения агентуры, расшифровки проводившихся оперативно-технических и иных негласных мероприятий информировать заинтересованные подразделения немедленно;
– при расследовании дел на арестованных агентов спецслужб противника и эмиссаров зарубежных антисоветских организаций следственным и оперативным подразделениям, используя процессуальные возможности и оперативные средства, создавать условия для завязывания оперативных игр с противником, выявлять его замыслы, готовить и проводить мероприятия по захвату вражеских разведчиков и эмиссаров с поличным, решать другие контрразведывательные задачи; в целесообразных случаях использовать материалы, полученные следственным и оперативным путем для публичного разоблачения подрывных акций разведок империалистических государств и зарубежных антисоветских центров, предупреждения политических спекуляций противника по поводу применяемых органами КГБ оперативных и уголовно-процессуальных мер;
– оперативным подразделениям при необходимости оказывать помощь следователям в организации и проведении внутрикамерной разработки обвиняемых: осуществлять подбор агентов, совместно со следователями отрабатывать им задания, линии поведения и легенды прикрытия;
– по делам о нераскрытых государственных преступлениях оперативным и следственным подразделениям в тесном контакте проводить активные оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия, направленные на установление и изобличение лиц, причастных к совершению преступлений; за каждым делом о нераскрытом преступлении закреплять до установления виновных лиц ответственных оперативных и следственных работников; совместно планировать работу по делам этой категории, периодически обсуждать ход и результаты исполнения мероприятий;
– оперативным и следственным подразделениям разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению и своевременному пресечению возможных антиобщественных проявлений со стороны враждебных элементов в период подготовки и проведения судебных процессов по делам, расследованным органами КГБ; проводить совместный анализ законченных уголовных дел, результаты которого использовать для дальнейшего совершенствования агентурно-оперативной работы и повышения качества предварительного расследования.
4. Оперативным и следственным подразделениям в тесном контакте принимать участие в работе по оказанию воспитательного воздействия на лиц, осужденных за особо опасные государственные преступления, с целью склонения их к отказу от продолжения враждебной Советскому государству деятельности. Руководителям следственных подразделении информировать соответствующие оперативные подразделения о полученных в период следствия данных, касающихся личности преступников, их связей, убеждений, мотивов, побудивших встать на преступный путь, и других вопросах, имеющих значение для выработки мер по их перевоспитанию.
5. Руководителям органов КГБ активнее привлекать следственных работников к подготовке и проведению профилактических мероприятий.
Оперативные материалы, готовящиеся к реализации путем профилактики с привлечением общественности, а также материалы, по которым намечено применение официального предостережения, при необходимости предварительно рассматривать совместно со следственными работниками.
6. На основе тесного взаимодействия оперативных и следственных подразделений, квалифицированного проведения расследования настойчиво добиваться установления действительных причин чрезвычайных происшествий на объектах народного хозяйства и в Вооруженных Силах, сосредоточивать при этом усилия на выявлении возможных подрывных акции со стороны спецслужб противника и враждебных элементов внутри страны.
7. Следственным подразделениям оказывать систематическую помощь оперативным подразделениям, наделенным правами органов дознания, в проведении неотложных следственных действий.
Органам дознания пограничных войск, оперативным подразделениям и следователям КГБ при расследовании уголовных дел на нарушителей государственной границы СССР оказывать взаимную помощь в выяснении вопросов, относящихся к установлению личности нарушителей, целей и мотивов нарушения границы, возможной принадлежности к спецслужбам империалистических государств и КНР и иных вопросов, имеющих значение для разведывательной и контрразведывательной деятельности.
8. Оперативным и следственным подразделениям взаимно согласовывать вопросы, относящиеся к возбуждению ходатайств об освобождении граждан от уголовной ответственности и помилованию лиц, осужденных за государственные преступления, направлению информации по следственным материалам в другие организации и ведомства.
Оперативным подразделениям при проведении острых оперативных мероприятий (в связи с выдворением, выездом за границу и т. п.) в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности органами КГБ, а также при подготовке публикаций в открытой печати – учитывать мнение соответствующих следственных подразделений.
9. В органах госбезопасности, не имеющих штатных переводчиков, оперативным подразделениям оказывать содействие следователям, работающим с иностранцами – гражданами капиталистических государств и КНР, в подборе и проверке квалифицированных переводчиков.
Управлению кадров, ГУПВ и Следственному отделу КГБ в шестимесячный срок внести на рассмотрение руководства Комитета госбезопасности предложении по обеспечению потребности следственных аппаратов и органов дознания пограничных войск в штатных переводчиках.
10. Признать целесообразным проведение, начиная с 1977 года, стажировки оперативного и руководящего состава вторых, третьих и пятых подразделений, а также разведаппаратов погранвойск в следственных подразделениях органов КГБ.
Практиковать обмен кадрами между оперативными и следственными подразделениями.
Управлению кадров совместно со 2 Главным управлением, ГУПВ, 3, 5 Управлениями и Следственным отделом КГБ подготовить и в трехмесячный срок доложить руководству Комитета госбезопасности конкретные предложения по этим вопросам.
11. Управлению кадров разработать и внести в учебные и научно-исследовательские планы Высшей Краснознаменной школы КГБ при СМ СССР им. Ф. Э. Дзержинского и других учебных заведении КГБ темы, относящиеся к организации и практическому осуществлению взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов госбезопасности.
___________________
Коллегия Комитета госбезопасности выражает уверенность в том, что дальнейшее совершенствование взаимодействия оперативных и следственных подразделений, их дружная и согласованная работа, проникнутая духом взаимной требовательности, принципиальности и партийной ответственности за состояние дела, будут способствовать обеспечению высокого профессионального уровня проводимых мероприятий, повышению эффективности борьбы органов государственной безопасности с подрывной деятельностью спецслужб и идеологических центров противника в соответствии с политической линией партии, определенной решениями XXV съезда КПСС.

Председатель АНДРОПОВ

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Rambler's Top100