Сказание о Борисе и Глебе

СКАЗАНИЕ И СТРАДАНИЕ И ПОХВАЛА МУЧЕНИКАМ СВЯТЫМ БОРИСУ ИГЛЕБУ
Господи, благослови, отче!
«Родправедных благословится, – говорил пророк, – и потомки их благословенны будут».
Так исвершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. Отом же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, ине от одной жены: матери у них были разные. Старший сын – Вышеслав, после него– Изяслав, третий – Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать егогречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотойее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка.Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременнойженою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев.Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимиримел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другойжены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки – Борис и Глеб. И посадил ихвсех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесьже расскажем про тех, о ком сия повесть.
ПосадилВладимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава – в Новгороде, аБориса – в Ростове, а Глеба – в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что.Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошлик концу дни Владимира – впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел изРостова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбьохватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал тогда он к себеБориса, нареченного в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов.Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, чтовелит воля сердца твоего». О таких Приточник говорил: «Был сын отцу послушный илюбимый матерью своею».
КогдаБорис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к немувестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец егоВасилий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело вковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях и поставил в церквисвятой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и вселицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь всердце своем так размышлял: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! Ккому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и какобойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честноетело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, несподобился целовать прекрасные твои седины. О, блаженный, помяни меня в местеуспокоения твоего! Сердце мое горит, душа мой разум смущает и не знаю, к комуобратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал какотца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет.Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником передГосподом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, асмиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: “Ялюблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойдук брату моему и скажу: «Будь мне отцом – ведь ты брат мой старший. Что повелишьмне, господин мой?»
И, помышляятак в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли яхотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердцесвоем: «Да будет воля твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отцасвоего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А ведь все этопреходяще и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мираэтого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих?Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, ибагряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвыекони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани и почестибесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все сним исчезло, и ни от чего нет подспорья – ни от богатства, ни от множестварабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всемовладев и все собрав, говорил обо всем: “Суета сует – все суета!” Спасениетолько в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».
Идя жепутем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами.И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его иего красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горестисердечной, и все были охвачены печалью.
Кто же невосплачется, представив пред очами сердца своего эту пагубную смерть?
Весь обликего был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив ищедр, тих, кроток, смиренен, всех он жалел и всем помогал.
Такпомышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злыелюди подстрекают на убийство мое, и погубит он меня. И когда прольет кровь мою, то буду я мучеником пред Господом моим, и примет душу мою Владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое Божьим словом: «Тот, ктопожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизнивечной». И пошел с радостным сердцем, говоря: «Господи премилостивый, не отриньменя, на тебя уповающего, но спаси душу мою!»
Святополкже, сев на княжение в Киеве после смерти отца, призвал к себе киевлян и, щедроодарив их, отпустил. К Борису же послал такую весть: «Брат, хочу жить с тобой влюбви и к полученному от отца владению добавлю еще». Но не было правды в егословах. Святополк, придя ночью в Вышгород, тайно призвал к себе Путьшу ивышегородских мужей и сказал им: «Признайтесь мне без утайки – преданы ли вымне?» Путьша ответил: «Все мы готовы головы свои положить за тебя».
Когдаувидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всюнадежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние временаКаина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслыСвятополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследниковотца своего, чтобы одному захватить всю власть.
Тогдапризвал к себе окаянный треклятый Святополк сообщников злодеяния и зачинщиковвсей неправды, отверз свои прескверные уста и вскричал злобным голосомПутьшиной дружине: «Раз вы обещали положить за меня свои головы, то идитетайно, братья мои, и где встретите брата моего Бориса, улучив подходящее время, убейте его». И они обещали ему сделать это.
О такихпророк говорил: «Скоры они на подлое убийство. Оскверненные кровопролитием, онинавлекают на себя несчастья. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, –нечестием губят душу свою».
Блаженныйже Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина:«Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол – ведь все воины в твоих руках».Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще истаршего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался онтолько с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удрученнымсердцем вошел он в шатер свой и заплакал в сокрушении сердечном, но, с душойпросветленной, жалобно восклицая: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю яна тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святымитвоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки! Аминь».
Вспомнил оно мучении и страданиях святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которыебыли убиты так же, и о том, как убийцей святой Варвары был ее родной отец. Ивспомнил слова премудрого Соломона: «Праведники вечно живут, и от Господа имнаграда и украшение им от Всевышнего». И только этими словами утешался ирадовался.
Между темнаступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и сталтворить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывнымистенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печальгорькая, и тяжелая, и страшная: как претерпеть мучение и страдание, и окончитьжизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук Вседержителя.И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день.Сказал он священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись иумыв лицо свое, начал молиться к Господу Богу.
Посланные жеСвятополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голосблаженного страстотерпца, поющего на заутреню Псалтырь. И получил он уже вестьо готовящемся убиении его. И начал петь: «Господи! Как умножились враги мои!Многие востают на меня» – и остальную часть псалма, до конца. И, начавши петьпо Псалтыри: «Окружили меня скопища псов и тельцы тучные обступили меня», продолжил: «Господи Боже мой! На тебя я уповаю, спаси меня!» И после этогопропел канон. И когда окончил заутреню, стал молиться, взирая на икону Господнюи говоря: «Господи Иисусе Христе! Как ты, в этом образе явившийся на землю исобственною волею давший пригвоздить себя к кресту и принять страдание за грехинаши, сподобь и меня так принять страдание!»
И когдауслышал он зловещий шепот около шатра, то затрепетал, и потекли слезы из глазего, и промолвил: «Слава тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти радипринять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим. Незахотели мы сами избегнуть мук, ничего не пожелали себе, последуя заповедямапостола: “Любовь долготерпелива, всему верит, не завидует и не превозносится”.И еще: “В любви нет страха, ибо истинная любовь изгоняет страх”. Поэтому, Владыка, душа моя в руках твоих всегда, ибо не забыл я твоей заповеди. КакГосподу угодно – так и будет». И когда увидели священник Борисов и отрок, прислуживающий князю, господина своего, объятого скорбью и печалью, тозаплакали горько и сказали: «Милостивый и дорогой господин наш! Какой благостиисполнен ты, что не восхотел ради любви Христовой воспротивиться брату, а ведьсколько воинов держал под рукою своей!» И, сказав это, опечалились.
И вдругувидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалостипронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного Христовастрастотерпца Бориса. Поразили его копьями окаянные Путьша, Талец, Елович, Ляшко.
Видя это, отрок его прикрыл собою тело блаженного, воскликнув: «Да не оставлю тебя, господин мой любимый, – где увядает красота тела твоего, тут и я сподоблюсьокончить жизнь свою!»
Был же онродом венгр, по имени Георгий, и наградил его князь золотой гривной, и быллюбим Борисом безмерно. Тут и его пронзили.
И, раненный, выскочил он в оторопе из шатра. И заговорили стоящие около шатра:«Что стоите и смотрите! Начав, завершим повеленное нам». Услышав это, блаженныйстал молиться и просить их, говоря: «Братья мои милые и любимые! Погодитенемного, дайте помолиться Богу». И воззрев на небо со слезами, и горьковздохнув, начал молиться такими словами: «Господи Боже мой многомилостивый имилостивый и премилостивый! Слава тебе, что сподобил меня уйти от обольщенияэтой обманчивой жизни! Слава тебе, щедрый дарователь жизни, что сподобил меняподвига достойного святых мучеников! Слава тебе, Владыка человеколюбец, чтосподобил меня свершить сокровенное желание сердца моего! Слава тебе, Христос, слава безмерному твоему милосердию, ибо направил ты стопы мои на правый путь!Взгляни с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел яот родственника моего – ведь ради тебя умерщвляют меня в день сей. Меняуравняли с овном, уготовленным на убой. Ведь ты знаешь, Господи, не противлюсья, не перечу и, имев под своей рукой всех воинов отца моего и всех, кого любилотец мой, ничего не замышлял против брата моего. Он же, сколько смог, воздвигпротив меня. “Если бы враг поносил меня – это я стерпел бы; если бы ненавистникмой клеветал на меня, – укрылся бы я от него”. Но ты, Господи, будь свидетель исверши суд между мною и братом моим. И не осуждай их, Господи, за грех этот, ноприми с миром душу мою. Аминь».
И воззревна своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мирбрату моему и вам, братья!»
И все, ктослышали слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой ислез обильных. С горькими воздыханиями жалобно сетовали и плакали, и каждый вдуше своей стенал: «Увы нам, князь наш милостивый и блаженный, поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным! Кто теперь их всех направит?Не восхотел славы мира сего, не восхотел веселиться с вельможами честными, невосхотел величия в жизни сей. Кто не поразится столь великому смирению, кто несмирится сам, видя и слыша его смирение?»
И так почилБорис, предав душу свою в руки Бога живого в 24-й день месяца июля, за 9 днейдо календ августовских.
Перебили иотроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив ему голову, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.
Блаженногоже Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двухварягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце. И так скончался, воспринявнеувядаемый венец. И, принесши тело его, положили в Вышгороде и погребли вземле у церкви святого Василия.
И неостановился на этом убийстве окаянный Святополк, но в неистовстве своем сталготовиться на большее преступление. И увидев осуществление заветного желания своего, не думал о злодейском своем убийстве и о тяжести греха, и нимало не раскаивалсяв содеянном. И тогда вошел в сердце его сатана, начав подстрекать на ещебольшие злодеяния и новые убийства. Так говорил в душе своей окаянной: «Чтосделаю? Если остановлюсь на этом убийстве, то две участи ожидают меня: когдаузнают о случившемся братья мои, то, подстерегши меня, воздадут мне горшесодеянного мною. А если и не так, то изгонят меня и лишусь престола отца моего, и сожаление по утраченной земле моей изгложет меня, и поношения поносящихобрушатся на меня, и княжение мое захватит другой, и в жилищах моих неостанется живой души. Ибо я погубил возлюбленного Господом и к болезни добавилновую язву, добавлю же к беззаконию беззаконие. Ведь и грех матери моей не проститсяи с праведниками я не буду вписан, но изымется имя мое из книг жизни». Так ислучилось, о чем после поведаем. Сейчас же еще не время, а вернемся к нашемурассказу.
И, замысливэто, злой дьявола сообщник послал за блаженным Глебом, говоря: «Приходи немедля. Отец зовет тебя, тяжко болен он».
Глеб быстрособрался, сел на коня и отправился с небольшой дружиной. И когда пришли наВолгу, в поле оступился под ним конь в яме, и повредил слегка ногу. А какпришел Глеб в Смоленск, отошел от Смоленска недалеко и стал на Смядыни, владье. А в это время пришла весть от Предславы к Ярославу о смерти отца. ИЯрослав прислал к Глебу, говоря: «Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твойубит Святополком».
И, услышавэто, блаженный возопил с плачем горьким и сердечной печалью, и так говорил: «О, увы мне, Господи! Вдвойне плачу и стенаю, вдвойне сетую и тужу. Увы мне, увымне! Плачу горько по отце, а еще горше плачу и горюю по тебе, брат и господинмой, Борис. Как пронзен был, как без жалости убит, как не от врага, но отсвоего брата смерть воспринял? Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежелиодинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете. Я-то думал, что скороувижу лицо твое ангельское, а вот какая беда постигла меня, лучше бы мне стобой умереть, господин мой! Что же я буду делать теперь, несчастный, лишенныйтвоей доброты и многомудрия отца моего? О милый мой брат и господин! Если твоимолитвы доходят до Господа, – помолись о моей печали, чтобы и я сподобилсятакое же мучение восприять и быть с тобою, а не на этом суетном свете».
И когда онтак стенал и плакал, орошая слезами землю и призывая Бога с частыми вздохами, внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостныекровопийцы, лютые братоненавистники с душою свирепых зверей.
Святой жеплыл в это время в ладье, и они встретили его в устье Смядыни. И когда увиделих святой, то возрадовался душою, а они, увидев его, помрачнели и стали грестик нему, и подумал он – приветствовать его хотят. И, когда поплыли рядом, начализлодеи перескакивать в ладью его с блещущими, как вода, обнаженными мечами вруках. И сразу у всех весла из рук выпали, и все помертвели от страха. Увидевэто, блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего!Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему ивам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князювашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, вжизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого!Не срезайте лозу, еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь навашу милость. Побойтесь сказавшего устами апостола: “Не будьте детьми умом: надело злое будьте как младенцы, а по уму совершеннолетни будьте”. Я же, братья, и делом и возрастом молод еще. Это не убийство, но живодерство! Какое злосотворил я, скажите мне, и не буду тогда жаловаться. Если же кровью моейнасытиться хотите, то я, братья, в руках ваших и брата моего, а вашего князя».
И ни единоеслово не устыдило их, но как свирепые звери напали на него. Он же, видя, что невнемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отецмой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, – наставник юностимоей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, иборазлучают меня с вами насильно». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой игосподин! Преклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся ссыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, ивнемли, земля! И ты, Борис брат, услышь глас мой. Отца моего Василия призвал, ине внял он мне, неужели и ты не хочешь услышать меня? Погляди на скорбь сердцамоего и боль души моей, погляди на потоки слез моих, текущих как река! И никтоне внемлет мне, но ты помяни меня и помолись обо мне перед Владыкой всех, иботы угоден ему и предстоишь пред престолом его».
И, преклонив колени, стал молиться: «Прещедрый и премилостивый Господь! Не презрислез моих, смилуйся над моей печалью. Воззри на сокрушение сердца моего:убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину. Ты знаешь, ГосподиБоже мой! Помню слова, сказанные тобою своим апостолам: “За имя мое, меня радиподнимут на вас руки, и преданы будете родичами и друзьями, и брат братапредаст на смерть, и умертвят вас ради имени моего”. И еще: “Терпениемукрепляйте души свои”. Смотри, Господи, и суди: вот готова моя душа предстатьпред тобою, Господи! И тебе славу возносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне иприсно и во веки веков. Аминь».
Потомвзглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»
Тогдаокаянный Горясер приказал зарезать его без промедления. Повар же Глебов, поимени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочногои невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник.
И былапринесена жертва Господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители кГосподу, и свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, ккоторому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которуюполучили.
Окаянные жеубийцы возвратились к пославшему их, как говорил Давид: «Возвратятся нечестивыево ад и все забывающие Бога». И еще: «Обнажают меч нечестивые и натягивают луксвой, чтобы поразить идущих прямым путем, но меч их войдет в их же сердце, илуки их сокрушатся, а нечестивые погибнут». И когда сказали Святополку, что«исполнили повеление твое», то, услышав это, вознесся он сердцем, и сбылосьсказанное псалмопевцем Давидом: «Что хвалишься злодейством сильный? Беззакониев сей день, неправду замыслил язык твой. Ты возлюбил зло больше добра, большеложь, нежели говорить правду. Ты возлюбил всякие гибельные речи, и язык твойльстивый. Поэтому Бог сокрушит тебя до конца, изринет и исторгнет тебя изжилища твоего и род твой из земли живых».
Когда убилиГлеба, то бросили его в пустынном месте меж двух колод. Но Господь, неоставляющий своих рабов, как сказал Давид, «хранит все кости их, и ни одна изних не сокрушится».
И этогосвятого, лежавшего долгое время, не оставил Бог в неведении и небрежении, носохранил невредимым и явлениями ознаменовал: проходившие мимо этого местакупцы, охотники и пастухи иногда видели огненный столп, иногда горящие свечиили слышали ангельское пение.
И ниединому, видевшему и слышавшему это, не пришло на ум поискать тело святого, пока Ярослав, не стерпев сего злого убийства, не двинулся на братоубийцуокаянного Святополка и не начал с ним жестоко воевать. И всегда соизволениемБожьим и помощью святых побеждал в битвах Ярослав, а окаянный бывал посрамлен ивозвращался побежденным.
И вотоднажды этот треклятый пришел со множеством печенегов, и Ярослав, собраввойско, вышел навстречу ему на Альту и стал в том месте, где был убит святойБорис. И, воздев руки к небу, сказал: «Кровь брата моего, как прежде Авелева, вопиет к тебе, Владыка. И ты отомсти за него и, как братоубийцу Каина, повергниСвятополка в ужас и трепет. Молю тебя, Господи, – да воздается ему за это». Ипомолился и сказал: «О, братья мои, хотя телом вы и отошли отсюда, ноблагодатию живы и предстоите перед Господом и своей молитвой поможете мне!»
После этихслов сошлись противники друг с другом, и покрылось поле Альтское множествомвоинов. И на восходе солнца вступили в бой, и была сеча зла, трижды вступали всхватку и так бились целый день, и лишь к вечеру одолел Ярослав, а окаянныйСвятополк обратился в бегство. И обуяло его безумие, и так ослабели суставыего, что не мог сидеть на коне, и несли его на носилках. Прибежали с ним кБерестью. Он же говорит: «Бежим, ведь гонятся за нами!» И послали разведать, ине было ни преследующих, ни едущих по следам его. А он, лежа в бессилии и приподнимаясь, восклицал: «Бежим дальше, гонятся! Горе мне!» Невыносимо ему было оставаться наодном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый гневом Божьим.
И прибежалв пустынное место между Чехией и Польшей и тут бесчестно скончался. И принялотмщение от Господа: довел Святополка до гибели охвативший его недуг, и посмерти – муку вечную. И так потерял обе жизни: здесь не только княжения, но ижизни лишился, а там не только царства небесного и с ангелами пребывания неполучил, но мукам и огню был предан. И сохранилась могила его до наших дней, иисходит от нее ужасный смрад в назидание всем людям. Если кто-нибудь поступиттак же, зная об этом, то поплатится еще горше. Каин, не ведая об отмщении, единую кару принял, а Ламех, знавший о судьбе Каина, в семьдесят раз тяжелеенаказан был. Такова месть творящим зло. Вот Юлиан цесарь – пролил он многокрови святых мучеников, и постигла его страшная и бесчеловечная смерть:неведомо кем пронзен был копьем в сердце. Так же и этот – неизвестно от когобегая, позорной смертью скончался.
И с тех порпрекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую. Иначал он расспрашивать о телах святых – как и где похоронены? И о святом Борисеповедали ему, что похоронен в Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что уСмоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что слышали от приходящихоттуда: как видели свет и свечи в пустынном месте. И, услышав это, Ярославпослал к Смоленску священников разузнать в чем дело, говоря: «Это брат мой». Инашли его, где были видения, и, придя туда с крестами, и свечами многими, и скадилами, торжественно положили Глеба в ладью и, возвратившись, похоронили егов Вышгороде, где лежит тело преблаженного Бориса; раскопав землю, тут и Глебаположили с подобающим почетом.
И вот чточудесно и дивно и памяти достойно: столько лет лежало тело святого Глеба иоставалось невредимым, не тронутым ни хищным зверем, ни червями, даже непочернело, как обычно случается с телами мертвых, но оставалось светлым икрасивым, целым и благоуханным. Так Бог сохранил тело своего страстотерпца.
И не зналимногие о лежащих тут мощах святых страстотерпцев. Но, как говорил Господь: «Неможет укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее подспудом, но на подсвечнике выставляют, чтобы светила всем». Так и этих святыхпоставил Бог светить в мире, многочисленными чудесами сиять в великой Русскойземле, где многие страждущие исцеляются: слепые прозревают, хромые бегаютбыстрее серны, горбатые выпрямляются.
Невозможноописать или рассказать о творимых чудесах, воистину весь мир их не можетвместить, ибо дивных чудес больше песка морского. И не только здесь, но и вдругих странах, и по всем землям они проходят, отгоняя болезни и недуги, навещая заключенных в темницах и закованных в оковы. И в тех местах, где былиувенчаны они мученическими венцами, созданы были церкви в их имя. И много чудес совершается сприходящими сюда.
Не знаюпоэтому, какую похвалу воздать вам, и недоумеваю, и не могу решить, чтосказать? Нарек бы вас ангелами, ибо без промедления являетесь всем скорбящим, но жили вы на земле среди людей во плоти человеческой. Если же назову васлюдьми, то ведь своими бесчисленными чудесами и помощью немощным превосходитевы разум человеческий. Провозглашу ли вас цесарями или князьями, но самыхпростых и смиренных людей превзошли вы своим смирением, это и привело вас вгорние места и жилища.
Воистину выцесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всехпротивников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русскойзащита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем идьявольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: вынебесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей! Защищаете своеотечество и помогаете так же, как и великий Димитрий своему отечеству. Онсказал: «Как был с ними в радости, так и в погибели их с ними умру». Но есливеликий и милосердый Димитрий об одном лишь городе так сказал, то вы не оедином граде, не о двух, не о каком-то селении печетесь и молитесь, но о всейземле Русской!
О, блаженныгробы, принявшие ваши честные тела как сокровище многоценное! Блаженна церковь, в коей поставлены ваши гробницы святые, хранящие в себе блаженные тела ваши, оХристовы угодники! Поистине блажен и величественнее всех городов русских ивысший город, имеющий такое сокровище. Нет равного ему во всем мире. По правуназван Вышгород – выше и превыше всех городов: второй Солунь явился в Русскойземле, исцеляющий безвозмездно, с Божьей помощью, не только наш единый народ, но всей земле спасение приносящий. Приходящие из всех земель даром получаютисцеление, как в святых Евангелиях Господь говорил святым апостолам: «Даромполучили, даром давайте». О таких и сам Господь говорил: «Верующий в меня, вдела, которые я творю, сотворит сам их, и больше сих сотворит».
Но, облаженные страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где прожили своюземную жизнь, никогда не оставляйте его. Так же и в молитвах всегда молитесь занас, да не постигнет нас беда и болезни, да не коснутся тела рабов ваших. Вамдана благодать, молитесь за нас, вас ведь Бог поставил перед собой заступникамии ходатаями за нас. Потому и прибегаем к вам, и, припадая со слезами, молимся, да не окажемся мы под пятой вражеской, и рука нечестивых да не погубит нас, пусть никакая пагуба не коснется нас, голод и беды удалите от нас, и избавьтенас от неприятельского меча и межусобных раздоров, и от всякой беды и нападения защитите нас, на вас уповающих. И кГосподу Богу молитву нашу с усердием принесите, ибо грешим мы сильно, и много внас беззакония, и бесчинствуем с излишком и без меры. Но, на ваши молитвынадеясь, возопием к Спасителю, говоря: «Владыко, единый без греха! Воззри сосвятых небес своих на нас, убогих, и хотя согрешили, но ты прости, и хотябеззаконие творим, помилуй, и, впавших в заблуждение, как блудницу, прости наси, как мытаря, оправдай! Да снизойдет на нас милость твоя! Да прольется на насчеловеколюбие твое! И не допусти нас погибнуть из-за грехов наших, не дайуснуть и умереть горькою смертью, но избавь нас от царящего в мире зла и дайнам время покаяться, ибо много беззаконий наших пред тобою, Господи! Рассудинас по милости твоей, Господи, ибо имя твое нарицается в нас, помилуй нас испаси и защити молитвами преславных страстотерпцев твоих. И не предай нас впоругание, а излей милость твою на овец стада твоего, ведь ты Бог наш и тебеславу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.Аминь!»
О Борисе, какой был видом. Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покорялся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус – ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен – точно цветок цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела внем.